Смекни!
smekni.com

Финансирование культуры в Италии (стр. 5 из 7)

Политика автаркии провозглашалась руководством фашистского режима битвой, «сражением за независимость Родины»[40; p.18]. Пропаганда и культура рассматривались как существенный фактор идеологического обеспечения военных действий, в том числе и в битве за автаркию, и в битве за империю.

Культура, с точки зрения фашистского руководства, была важнейшим инструментом, который способствовал распространению идеологии фашизма и внедрению ее в общество. Для более эффективного использования этого инструмента в фашистской Италии создавались разнообразные организации, ориентированные в своей деятельности и на народные массы (примером такой организации может служить «Дополаворо») и на образованные, элитарные круги. Тоталитарная целостность, превращение страны в военный лагерь, самостоятельный в экономическом отношении и живущий в едином восприятии мира через единые идеологию и культуру, — такой должна была стать Италия в результате политики фашистского режима.

Глава 2. Современное финансирование культуры в Италии
Музей под открытым небом. Колыбель Европейской культуры. Всемирно известные имена и бессмертные творения. Не иссякающий источник, на протяжении тысячелетий питающий мировую культуру. Самый длинный перечень памятников, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В общем, в разговоре об итальянской культуре трудно обойтись без превосходных степеней. Однако на сохранение и приумножение всех этих бесценных богатств итальянское государство тратит все меньше и меньше средств
Вопрос финансирования культуры сейчас весьма актуален, поскольку напрямую связан с формированием бюджета на предстоящий год. Похоже, новый бюджет заставит весь государственный сектор итальянской экономики перейти «на хлеб и воду». Цель политики сокращения расходов – уменьшение бюджетного дефицита, который в 2005 году по разным оценкам составил от 4,7% до 5% ВВП. В 2006-м Италия взяла на себя смелые обязательства: правительству Евросоюза было обещано сократить бюджетный дефицит до 3,8%. Фактически, на режим жесткой экономии в большей или меньшей степени вынуждены были перейти все без исключения: от государственных министерств и органов регионального и местного самоуправления до здравоохранения и почты. В такой ситуации сокращение бюджетных ассигнований не обошло и культуру.
Кажется невероятным, но финансирование Министерства культуры урезали более чем в два раза по сравнению с остальными министерствами и ведомствами. Все бюджетники ужимаются в среднем на 14%. Подпитка же Министерства культуры сокращается на 31%. И это касается как затрат на финансирование отдельных крупных проектов, например, Фонда поддержки современного искусства, так и различных административных расходов. Абсолютным же рекордсменом по урезанию финансирования в первоначальном варианте одобренного правительством бюджета оказался Единый фонд зрелищных мероприятий (FUS). Из средств FUS на протяжении последних 20 лет финансируется кинематограф, музыкальные мероприятия, театр, балет и цирк. Так что в новом году столь любимых потомками древних римлян «зрелищ» станет заметно меньше. Бюджетные ассигнования на «зрелища» планировалось уменьшить более чем на 35% (2005 год – 464 млн. евро, 2006 год – 300 млн. евро). Фактически это ставило под угрозу возможность проведения Венецианского кинофестиваля и грозило самыми неприятными последствиями современному итальянскому кинематографу и драматическому искусству, оперной и симфонической музыке. Кроме того, сокращение ассигнований чревато увольнениями. Однако всем понятно, что сэкономленные на культуре 164 млн. евро не спасут государственную экономику. В масштабах страны – это капля в море, тем более что расходная часть бюджета, если Италия намеревается выполнить достигнутые с Евросоюзом договоренности, должна сократиться на 20 млрд. евро.
Хлеба и зрелищ!
Организуемые итальянскими профсоюзами забастовки уже давно воспринимаются как неотъемлемая часть повседневной жизни. Если бы их можно было экспортировать, слово sciopero уже давно бы не требовало перевода и изменялось по падежам, подобно «пицце», «пасте» и «мафии». Впрочем, в русском языке частичное заимствование имело место: «бастовать» и «забастовка» обязаны своим происхождением итальянскому глаголу bastare (быть достаточным). Забастовка начинается тогда, когда переполняется чаша терпения, и народ скандирует: «Basta! С нас достаточно!»
На этот раз в результате мощной атаки разгневанных бюджетников под руководством профсоюзов некоторым секторам государственной экономики удалось хотя бы частично вернуть свои позиции. В числе «частично восстановленных в правах» оказалось и Министерство культуры, которое, заметим справедливости ради, и в прежние годы государство финансировало не особенно щедро.
Однако, более подробно об этом мы будем рассматривать в следующем подзаголовке.
2.1. Средиземноморская культурная диета
Источники финансирования культуры
Считается, что итальянский подход к сохранению культурного наследия – самый профессиональный. Причем, это касается как собственно национальных памятников, так и тех, что находятся за пределами Италии. Речь идет об активном участии Италии в деятельности ЮНЕСКО. В октябре 2004 года эта уважаемая международная организация официально доверила именно Италии ответственную и почетную должность координатора международных проектов по спасению художественного наследия во время военных действий и стихийных бедствий. В каждом отдельном случае из числа ведущих итальянских архитекторов, инженеров, историков искусства и археологов формируется группа спасения – так называемые голубые каски культуры. Именно этим специалистам принадлежит решающий голос при выборе способов и технологий воскрешения разрушенных шедевров в разных уголках мира.
Однако, несмотря на международное признание достижений Италии в области охраны памятников, оказалось, что в своем отечестве положение культуры отнюдь не самое завидное. Согласно данным последнего исследования Federculture (Федерация региональных и местных организаций в области культуры, туризма и спорта), в 2004 году итальянское правительство выделило на культуру 0,39% госбюджета, что на 0,11% меньше, чем в среднем по Европе. Для сравнения, во Франции, Германии и Португалии на культуру тратится значительно больше – соответственно 1,1%, 1,35% и 0,9% бюджетных средств. Ничуть не умаляя достоинств культурных ценностей этих стран, все же стоит заметить, что по количеству памятников Италия впереди Европы всей.
Лотерейные фонды
Конечно, прямые государственные инвестиции - это, хотя и главный, но все же не единственный источник финансирования культуры. Весьма существенную материальную подпитку Министерство культуры получает от проведения столь любимых итальянцами государственных лотерей. Лотерейная лихорадка в последние годы охватила всю страну. Играют все, ну, или почти все. О масштабах явления можно судить по следующим фактам: хотя известия о баснословных выигрышах регулярно потрясают воображение граждан, государство настолько хорошо зарабатывает на лотерее, что в 1996 году было принято решение о создании специального фонда по финансированию важнейших реставрационных проектов. Решение вылилось в государственный закон, и с тех пор Министерство финансов обязано ежегодно выделять в пользу Министерства культуры около 150 млн. лотерейных евро. Каждые три года Министерство культуры утверждает список памятников из всех регионов страны и точную сумму, которую лотерейный фонд должен выделить на их восстановление. Так, на период с 2004-го по 2006 год лотерейное финансирование защиты и реставрации национального культурного достояния должно было составить 445 млн. евро. Но по большому счету, лотерейные деньги – это тоже деньги государства. Поэтому новый бюджет-2006 сократил и эти, два года назад утвержденные суммы. В первом полугодии наступившего года лотерея поделилась с культурой 46 млн. евро, вместо запланированных 77 млн. евро.
То, что осталось от религии
Кроме лотерейного финансирования существует фонд «8 из 1000». Каждый итальянец обязан ежегодно заполнять налоговую декларацию. В числе прочих податей в ней значится налог «8 из 1000». Это означает, что 8 евро из каждой заработанной 1000 евро гражданин отдает в пользу одного из семи бенефициаров: государство, католическая церковь и еще 5 конфессий, официально действующих на территории Италии. Традиционно львиная доля отчислений (более 87% по данным на 2003 год) поступает в пользу католической церкви. Заметим, что этот факт не является свидетельством набожности итальянцев. Скорее, речь идет об особенностях подсчетов голосов тех из них, кто оставляет соответствующую графу незаполненной. Таковых, как ни странно, более 60%. И нужно ли?? В любом случае, лишь 10% итальянцев отдают «8 из 1000» в пользу государства, которое тратит вырученные средства на помощь эмигрантам, голодающим, пострадавшим в результате стихийных бедствий, или же на содержание и реставрацию памятников культуры. В 2004 году на культуру было израсходовано 20,5 млн. евро налоговых денег. Это приблизительно 13% всех средств, поступивших в государственную казну из фондов «8 из 1000». По информации Federculture, основная часть денег ушла на финансирование миротворческих миссий итальянской армии за рубежом. В исследовании Federculture отмечается, что в последнее время частный капитал и банки тоже стали менее охотно вкладывать в культуру. За 2001 – 2003 годы поддержка меценатов сократилась более чем на 5%, банковская – на 4,4%. В качестве положительной тенденции последних лет стоит отметить весомый вклад многих городских коммун, которые направляли немалые средства из собственных бюджетов на финансирование городских культурных
проектов (Флоренция – 4,3% бюджета-2004, Рим – 3,7%, Генуя – 3,2%, Турин – 3,1%). Однако госбюджет-2006, значительно урезавший финансирование региональных и местных бюджетов, неминуемо заставил регионы и муниципалитеты сократить собственные расходы на культуру. К прямому сокращению финансирования Министерства культуры добавились косвенные, о масштабах которых можно только догадываться.
Диета, переходящая в голодовку
Картина получается безрадостная. На протяжении последних лет культура в Италии испытывала хронический недостаток финансирования. Однако эту ситуацию еще нельзя было назвать критической. Драконовские меры нового бюджета переполнили чашу терпения итальянских служителей муз. Больше всех законно возмутились служители Мельпомены. В середине октября состоялась общенациональная забастовка под лозунгом «Закрыться на один день, чтобы не закрыться навсегда». На день вся страна лишилась «зрелищ». Закрылись кинотеатры, театры и концертные залы. Артисты вышли на улицы. Министр культуры Рокко Буттильоне выразил несогласие с сокращением финансирования в возглавляемом им министерстве, пригрозив уйти в отставку. В конце октября забастовка стихийно охватила всю страну и выплеснулась за пределы Италии. Музыканты, артисты, режиссеры театра и кино в знак протеста, кто на один день, кто на 2 недели, отказывались от «хлеба», требуя вернуть народу «зрелища». Вероятно, парламентарии осознали, что отмена Венецианского кинофестиваля или закрытие Ла Скала нанесет непоправимый урон имиджу страны. В результате парламент частично восстановил ресурсы FUS, и теперь финансирование фонда сократилось по сравнению с 2005 годом «всего» на 79 млн. евро (вместо первоначально заявленных 164 млн.). Однако профсоюзы работников культуры восприняли это решение сената как подачку. Они по-прежнему крайне недовольны и полагают, что частичное возвращение ассигнований может стать индульгенцией для тех, кто на самом деле ничуть не обеспокоен судьбой культуры. Буттильоне, министр культуры, вежливо поблагодарив парламентариев за щедрость, отметил, что этих средств явно недостаточно: «Культура не исчерпывается зрелищами. Существуют еще музеи, книги, археологические раскопки».
«Слишком много нот», - австрийский эрцгерцог Моцарту.
В процессе долгого утверждения поправок к новому бюджету, в самом конце ноября, откуда ни возьмись, появились «лишние» 620 млн. евро. Средства освободились в результате принятия решения о двухлетней отсрочке реформы системы выплаты выходных пособий. Надо ли говорить, что сама эта отсрочка по понятным причинам вызвала возмущение профсоюзов, и без того крайне недовольных проектом нового бюджета. Возмущение бюджетом 2006 года, как это обычно бывает в Италии, вылилось в забастовку, причем более масштабную, чем обычно. 25 ноября на 4 – 8 часов закрылись все государственные учреждения Италии. А в театрах Турина, Флоренции, Палермо, Рима, Неаполя и Вероны прозвучал Реквием Моцарта. Реквием по культуре. Вход свободный. С другой стороны, тут же нашлось немало желающих поучаствовать в разделе пирога стоимостью в 620 млн. Министр культуры Рокко Буттильоне немедленно выразил надежду, что за счет освободившихся средств будут частично восстановлены ресурсы Министерства культуры. Соответствующее обращение Буттильоне к премьер-министру и к министру экономики появилось на сайте Министерства культуры. Обращение явно не по адресу. По мнению Берлускони, никакой проблемы нет вообще. Сокращения финансирования культуры? Это все выдумки левых. И вообще, в театре Ла Скала работают 1000 человек, а достаточно было бы четырехсот.
Вместо Сильвио Берлускони и Джулио Тремонти на призыв откликнулся президент республики Карло Адзелио Чампи. В Квиринальском дворце на церемонии вручения ежегодных кинематографических премий режиссер Витторио де Сика сказал следующее: «Инвестировать в культуру, верить в культуру – это для нас, итальянцев, необходимо. Если работают наши музеи, кинематограф, театр, филармония – лучше функционирует все итальянское общество, a с ним и экономика».
4 декабря 2006 г. в адрес Чампи в газете Corriere della Sera было напечатано открытое письмо, подписанное мэрами 37 итальянских citta d’arte (исторических городов – центров искусства и культуры). В нем первые лица итальянских città d’arte выразили несогласие с финансовым маневром правительства, который «наносит удар по ресурсам культуры». В документе, в частности, сказано: «Несмотря на то, что президент республики в своих выступлениях не перестает напоминать о значении культурного достояния Италии, его, похоже, не всегда слышат». Парламентское большинство в вопросе о судьбе освободившихся 620 млн. в конце концов приняло сторону Берлускони. Деньги остаются в неприкосновенности, работая на уменьшение дефицита бюджета.
Сами же работники культуры настаивают на том, что необходимо, наконец, перестать воспринимать культуру как статью расходов. Для этого существуют веские основания.
Интересно, что ежегодные расходы на культуру в Европейском Союзе, согласно новому бюджету ЕС на 2007 - 2013 годы, составят всего 34 млн. евро в год. Цифра более чем скромная – 0,03% бюджета ЕС или 7 евроцентов в год на каждого гражданина Евросоюза. В марте 2005 года в Брюсселе стартовало международное движение под названием «70 центов на культуру», организованное Европейским форумом искусств и культурного наследия (EFAH) при участии Европейского культурного фонда (ECF). Организаторы движения и их последователи в разных странах надеялись добиться десятикратного увеличения ассигнований. Новая Европа стремилась к обретению «единства в различиях». Лучшим способом достижения этой цели представляется культурный диалог. Движение уже поддержали в Европарламенте. Поэтому организаторы кампании верили, что их инициатива имеет шансы на успех.
Заключение
Итак, исследование тоталитарных идеологий, движений и режимов продолжительное время ограничивалось политической сферой: подробно изучались государственные структуры, особенности реализации внешней и внутренней политики, в меньшей степени — экономики. Вопросам развития культуры в рамках тоталитаризма посвящено ограниченное число исследований, в которых обычно рассматриваются лишь отдельные аспекты функционирования культуры (прежде всего искусства) в тоталитарном обществе
Основной задачей фашистского института культуры в Милане должна была стать пропаганда фашистской культуры и «фашистского стиля жизни». «Итальянская энциклопедия» (1938) определяла фашистские институты культуры как органы, ответственные перед политическим руководством Национальной фашистской партии и предназначенные для «осуществления систематических действий в сфере культуры для формирования национального политического понимания — устойчивого и органичного»
В последние годы доля туризма в ВВП страны составила 5,6%, а культурный туризм обеспечил добрую четверть этих поступлений. Только за 2004 год оборот культурного туризма увеличился на 5%. Основная роль здесь принадлежит città d’arte. Согласно данным годового отчета Министерства культуры, в период с 1990-го по 2002 год посещаемость итальянских città d’arte возросла на 78,9%. В 2004 году количество посетителей государственных музеев увеличилось на 4,2%. Крупные художественные выставки неизменно привлекают огромное количество любителей искусства, побивая мировые рекорды посещаемости, установленные музеями Нью-Йорка и Парижа. То же самое относится и к таким мероприятиям, как литературные и философские фестивали. Литературный фестиваль в Мантуе собрал 58 000 зрителей. Фестиваль философии в Модене – 120 000. Не так уж все безнадежно. Итальянцы – народ любознательный, чувствительный к прекрасному. Federculture подтверждает, что в стране постоянно растет как предложение, так и спрос на культурные мероприятия. Только за 2004 год «культурный консумизм» итальянских семей увеличился на 1%. Недаром выражение «хлеба и зрелищ» родилось в Древнем Риме, доказывая, что потребность жителей Апеннинского полуострова в эстетических переживаниях столь же сильна, как необходимость в хлебе насущном.
Библиография
1. Белоусов Л. С. Режим Муссолини и массы. М., 2000. С. 162.

2. Володарским В. М.. Глава «Искусство при тоталитарных режимах».М.: 1996. С. 209–246).