Смекни!
smekni.com

История кинематографа (стр. 5 из 8)

Под театр-синематограф была приспособлена часть дома купца 1 гильдии Ивана Федоровича Смирнова. Пассаж Смирнова представлял собой огромное для Барнаула здание. Оно занимало целый городской квартал: от Пушкинской до Гоголевской улицы. Главный фасад пассажа Смирнова выходил на Московский проспект. Электротеатр «Триумф» располагался на первом этаже крыла дома по Пушкинской улице. «Триумф» имел два зала «ожидального помещения» (132,3 м2) и зрительный зал на 314 мест (176,4 м2). Места были поделены на четыре категории: у экрана — деревянные подвижные лавки, 2-е и 3-е места — стулья, в конце зала четыре ложи по четыре места, сверх того имелся балкон на Ф) человек. Специальная лестница из «ожидального» зала вела на балкон, укрепленный деревянными столбами. Этот балкон предназначался для оркестра, развлекавшего публику в антрактах. Руководил оркестром известный в сибирском музыкальном мире дирижер Антон Исаевич Клястер. Благоустройство «Триумфа» было одной из главных забот владельцев электротеатра. Вскоре после открытия в нем появился буфет с кофе, чаем и шоколадом. «Триумф» считался в городе и «самым безопасным в пожарном отношении» электротеатром.

Но выше внешнего комфорта хозяева ставили качество представляемых в электротеатре программ. Содержание каждого киносеанса публиковалось в местной газете в таком виде: «Театр Триумф. 21 и 22 февраля. Новая роскошная программа:

«1. Роковой цветок Мадонны (драма).

2. Салернский залив (виды с натуры в красках).

3. Процесс Герценштейна (комич.).

4. Нил ночью (натур.).

5. Именины (комич.).

6. Приятельница жандарма.

7. Нерон (Пожар Рима).

Аккомпанирует В.И. Свидерский, в антрактах — оркестр под упр. А.И. Клястера». В «Триумфе» часто устраивали так называемые расширенные программы с хорошим музыкальным сопровождением. Через «Алтайскую газету» подписчики получали либретто представляемых в «Триумфе» картин. Электротеатр «Триумф» отличался стремлением приобщать барнаульцев к достижениям мирового кинематографа. Именно в «Триумфе» были показаны впервые в Барнауле полнометражные кинокартины, а также первый фильм с участием знаменитого комика Макса Линдера. Деятельность «Триумфа» была заметным явлением в культурной жизни Барнаула, но просуществовал электротеатр недолго, чуть более года. Настоящим долгожителем среди барнаульских кинематографов стал электротеатр воронежской мещанки Евдокии Ивановны Лебзиной. До переезда в Барнаул Е.И. Лебзина жила в Красноярске, где в 1908 г. в числе первых в Сибири открыла электротеатр. Он был размещен в доме Купеческого собрания. В этом же доме действовал и электротеатр «Патеграф» В.А. Полякова. Из-за непотребного поведения публики на киносеансах залы купеческого собрания быстро утратили внешний вид, и весной 1909 г. в аренде помещений владельцам электротеатров было отказано. После этого Е.И. Лебзина поехала по Сибири с гастролями, в конце концов, остановилась в Барнауле. Первоначально ее заведение называлось «Театрсинематограф при музее Е.И. Лебзиной». Музеем он именовался на том основании, что в нем демонстрировались восковые фигуры. Позже электротеатр Е.И. Лебзиной получил название «Иллюзион». Здание электротеатра Лебзиной находилось на углу Пушкинской улицы и Соборного переулка и соседствовало с Петропавловским собором. Земельный участок Е.И. Лебзина первоначально взяла в аренду сроком на 13 месяцев за плату в 1625 рублей. Судя по чертежам, которые были приложены к проекту электротеатра, направленному на утверждение в Томск, «Иллюзион» имел нарядный, украшенный резьбой фасад, салонные интерьеры. Его зрительный зал вмещал 179 человек. Как было отмечено в проекте, в «Иллюзионе» была устроена «аппаратная каменная, на каменном фундаменте, сложенная в 1 кирпич, внутри площадью Зx4 аршина, а высотой 4 аршина (2,13х2,84х2,84 м - прим. автора). Перекрытие будки сделано несгораемым. Здание «Иллюзиона» позднее при музее Е. И. Лебзиной имело электрическое освещение, которое подавалось от городской электростанции И. К. Платонова. Е.И. Лебзина пыталась устроить в электротеатре собственный нефтяной двигатель с динамо-машиной. Евдокия Ивановна тщательно следила за репертуаром, считая залогом успеха своего дела частое его обновление, поэтому кинопрограммы в «Иллюзионе» обновлялись каждые два дня. Цены на билеты в «Иллюзионе» в 1910 г. составляли от 20 до 40 копеек, ученические — 15 копеек (на свободные места). Существовала система абонементных билетов и контрамарок. Музыкальным иллюстрированием в электротеатре Е.И. Лебзиной занимался пианист Гряднов, один из первых барнаульских таперов. Факт близкого расположения увеселительного заведения, коим являлся электротеатр «Иллюзион», к Петропавловскому собору возмущал некоторых жителей города. Известно, что группа барнаульцев обращалась к томскому губернатору с просьбой закрыть «сомнительное» заведение. Однако за отсутствием оснований просителям было отказано.

С 15 июня 1910 г. начал работать еще один электротеатр — «Фурор». Он размещался в летнем театре Барнаульского Общественного собрания. В летний сезон следующего 1911 г. электротеатр «Фурор» привлекал внимание публики демонстрацией настоящего летательного аппарата системы «Блерио-1».

В апреле 1910 г. открылся еще один барнаульский электротеатр «Грот». Он находился на углу Пушкинской улицы и Конюшенного переулка (ныне Красноармейский проспект), в усадьбе Мариинского детского приюта. Его первыми владельцами были мещане Вавила Анфилофьев, Яков Максимов и ветеринарный фельдшер Навел Абрамов. Проект синематографа был подготовлен архитектором Андреем Леонидовичем Шиловским (он был автором проектов почти всех барнаульских электротеатров). Описание постройки сохранилась в архивных документах: «Спроектированный кинематограф предположен деревянный, основанный на стойках из пятивершкового леса, состоящий из двух главных помещений для публики:

1) фойе, выходящим дверями на Пушкинскую улицу,

2) зрительного зала, смежного с ним, имеющего запасные выходы во двор.

Помещение зрительного зала рассчитано на 120 человек. Высота зрительного зала: наименьшая — 5 аршин 3 вершка, наибольшая — 6 аршин. Аппаратная комната предположена каменной с несгораемым перекрытием, примыкающая к каменному брандмауэру.

При электротеатре «Грот» работала чайная «с подачей чая, лимонада и фруктовых вод». Просуществовал «Грот» недолго. По причине раздора между компаньонами в сентябре 1911 года он перешел в руки новых владельцев и повторно открылся под названием «Алтай». Возрожденный кинематограф проработал не более месяца и был вновь продан.

Нестабильность деятельности первых кинематографов была обусловлена и острой конкуренцией, и неспособностью новоявленных кинопрокатчиков усвоить все тонкости нового дела. Некоторые владельцы киноаппаратов, потерпев фиаско в городе, пускались на поиски удачи в близлежащие крупные селения. Сохранилось свидетельство о том, что в июне 1910 г. владелец «синематографа» из Барнаула устроил два сеанса в селе Берском (ныне г. Бердск). Однако зрелище оказалось не по вкусу сельчанам, и гастроли провалились. В мае 1912 г. в Барнауле был открыт еще один электротеатр под названием «Мир». Этот электротеатр был организован в здании только что построенного магазина и начал свою деятельность без утверждения проекта и оформления соответствующих документов. Видимо поэтому его деятельность была недолгой, но не лишенной интересных событий. В этом кинематографе впервые в Барнауле была показана анимационная картина «Прекрасная Люканида или война рогачей и усачей». И еще одной новинкой порадовал «Мир» горожан. В конце мая 1912 г. в Барнауле состоялись гастроли труппы кинодекламаторов под управлением А.Я. Жданова. Как сообщала газета «Жизнь Алтая»: «40 мая в электротеатре «Мир» дебютировал со своей труппой А.Я. Жданов. Такого рода имитация явилась новинкой для барнаульцев, злектротеатор был переполнен.

В репертуаре кинодекламаторов, как правило, были фильмы-экранизации известных литературных произведений. Так, труппа ЯЛ. Жданова озвучивала «Мертвые души» Н.В. Гоголя, рассказы «Не в духе» и «Хирургия» А.П. Чехова и др. Музыкальное иллюстрирование кинопрограмм всегда было особой заботой владельцев электротеатров. Со временем формы музицирования становились более разнообразными. Работы в электротеатрах не чуждались лучшие музыканты Барнаула. В электротеатрах выступали фортепианные дуэты, трио в составе скрипки, фортепиано и корнета (г-да Свинкины, г. Альперт), оркестры военного, американского, французского, салонного и классического составов. Для музыкального иллюстрирования владельцами электротеатров закупались и такие оригинальные концертные инструменты как фисгармонии (исп. Аидов). Как и прежде, украшением программ считались выступления гастролирующих артистов всевозможных сценических жанров.

Труппа А.Я. Жданова выступала в Барнауле и в следующий зимний сезон 1912-1913 гг., но уже в другом электротеатре «Новый мир». Новый респектабельный кинематограф «Новый мир» был открыт26 декабря 1912 г. в Барнауле, как и «Иллюзион» он просуществовал до начала 1920-х гг. «Новый мир» размещался на месте Барнаульского мещанского общества, там же, где прежде стоял электротеатр «Трио». Владельцем его был А.Р. Варен. В стремлении привлечь публику в свой кинематограф, А.Р. Варен часто приглашал к выступлению артистов: Петербургскую труппу лилипутов, музыкантов-исполнителей, оперных певцов, юмористов-куплетистов и др.

Об электротеатрах «Иллюзион» и «Новый мир» сохранил свои воспоминания алтайский просветитель, организатор коммуны «Майское утро» А.М. Топоров: «В «Иллюзионе» помещение и обстановка были бедными, примитивными. «Новый мир» привлекал публику и довольно хорошим зрительным залом, и просторным фойе, и буфетом, и столом с газетами и журналами. Хотя и старая кинотехника не может идти ни в какое сравнение с нынешней, тем не менее, в «Иллюзионе» и «Новом мире» картины демонстрировались очень хорошо. Толково составленные надписи к кадрам делали содержание картин понятными для всех зрителей. Тогдашние авторы киносценариев строили сюжеты фильмов без всяких ребусов и с логичными концами. Уходя из кинотеатра, зрители четко представляли себе все сцены даже в таких сложных картинах, как «Братья Карамазовы», «Идиот», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо», «Камо грядеши?», «Дети Ванюшина». И в «Иллюзионе», и в «Новом мире» все киносеансы сопровождались скрипкой и фортепиано. Лучшими музыкальными иллюстраторами в городе считались пианист Марцинковский и скрипач Свинкин. К веселым картинам и сценам они подбирали музыку из разных композиторов, а к драматическим почти неизменно играли слащавый романс Д. Поппера «В лучшие дни». Благодаря киносеансам, мелодию этого романса я и сейчас могу спеть наизусть.