Смекни!
smekni.com

История кинематографа (стр. 7 из 8)

Известен факт, что и в Барнауле хозяин «Нового мира» А.Р. Варен в марте 1913 г. подавал прошение о строительстве Общественного народного кинематографа на окраине города, около Дунькиной рощи. В качестве предложений к рассмотрению местными властями прилагались и эскизы будущего кинематографа, выполненные архитектором И.Ф. Носовичем. Однако на очередном собрании Барнаульской городской думы от 24 апреля 1913 г. ходатайство А.Р. Варена о постройке синематографа в загородной роще было отклонено.

Но есть свидетельства том, что на Конюшенной площади по праздникам и выходным дням в оркестровой «ракушке» укреплялся «экран» для бесплатной демонстрации кинофильмов. Зрители с близлежащих улиц шли на киносеанс со своими стульями и табуретками.

В 1914-1917 гг. в прессе часто появлялись заметки о том, что кинематограф пропитан духом коммерции и не приносит обществу той пользы, которую способен дать людям. Вновь на страницах сибирских газет появляются статьи, в которых ставился вопрос о создании «народных» кинематографов, в которых предполагалось показывать специальные программы из научных, географических, этнографических и высокохудожественных фильмов.

Идея «народного» кинематографа в несколько ином виде реализовывалась отчасти в сельской местности благодаря крупным кооперативам или их объединениям, которые отчисляли некоторые суммы на культурно-просветительскую деятельность среди своих членов. Но таких киноустановок было немного.

Впервые годы существования кинематограф привлекал к себе внимание зрителей не только как «чудо техники», способное передавать картины жизни в движении, но и возможностью посредством кинематографических снимков увидеть явления действительности, которые были недоступны для непосредственного наблюдения большинству зрителей. Кинематограф выступил в роли просветителя, распространяющего знания из области географии, этнографии, биологии, медицины и других наук. Наглядный способ распространения научных знаний посредством кинематографа был для малограмотного населения Сибири уникальной возможностью повысить свой образовательный уровень.

Мысли и предложения о создании специализированных кинематографов для детей были в те годы очень актуальны. Не знавший цензурных ограничений кинематограф в ранний период своей истории нажил немало врагов среди поборников нравственности и морали. И педагоги, чувствуя ответственность за своих учеников, так же не поощряли их безудержного влечения смотреть все кинопрограммы подряд, которые порой содержали и ленты пикантного содержания.

Поэтому в Барнауле с января 1914 года были введены ограничения на посещения кинематографов школьниками. В газете «Жизнь Алтая» были опубликованы новые правила: «Как сообщают столичные газеты, Министерством народного просвещения разослан попечителям учебных округов циркуляр, в котором, подтверждая необходимость строгого наблюдения, чтоб учащиеся средних учебных заведений не посещали кинематограф позже 8 часов вечера, приписывается также директорам и инспекторам средних учебных заведений следить и за программой картин кинематографов и запрещать учащимся посещение кинематографа при демонстрации сомнительного содержания картин». «Министерство народного просвещения проектирует образовать во всех городах особые комиссии для цензурирования кинематографических картин, демонстрирующихся для учащихся. В состав комиссии войдут представители местных средних учебных заведений. Циркуляр об образовании цензурных комиссий на днях будет разослан попечителям учебных округов».

Репертуар электротеатров вызывал беспокойство и родителей учащихся. Вот мнение родительского комитета средних учебных заведений г. Барнаула: «Признавая за кинематографами вообще культурное значение, заседание констатировало, что при существующей постановке дела кинематографы не отвечают своему назначению и посещение их не только учащимися, но и взрослыми является вредными, даже инсценировки классических произведений русской и иностранной литературы принимают в кинематографических постановках неприличный характер»

Но эти запретительные меры были направлены на борьбу с уже сложившейся системой и ничего не предлагали взамен.

В 1912 году в Барнауле по инициативе Новониколаевской городской исполнительной Училищной комиссии, в свою очередь основывающейся на решении Берлинской конференции 1911 г., стала обсуждаться идея создания Школьного кинематографа. Его организация обуславливалась необходимостью «привлечения кинематографов к обслуживанию педагогических нужд городских школ».

«Уже давно настала пора всем тем, кто считает себя духовными руководителями, педагогами, общественными деятелями обратить внимание на те неоценимые блага, которые скрывает в себе синематограф будущего, как проводник знаний и культуры»

Почти всеми своими успехами «разумный кинематограф» обязан педагогической общественности.

Рецепт устройства Школьного кинематографа был предложен Новониколаевской училищной комиссией в письме от 13 августа 1912 г., направленном в Барнаульскую городскую управу. Содержатели Новониколаевских кинематографов на свои средства выписывали картины по составленным Училищной комиссией спискам и за пониженную плату показывали их школьникам.

В Барнауле инициативу по организации школьного кинематографа взял на себя представитель стереографического издательства «Свет» Е.И. Колчин. Он предложил создать кинематограф при Народном доме.

Его расчет строился на том, что он хотел закупить проекционный аппарат за 650 руб. с рассрочкой выплаты на 20 месяцев и брать напрокат в издательстве «Свет» кинокартины за плату 400 руб. в месяц при двух переменах программ в неделю. При таких расходах кинематограф не мог работать бесплатно, отчего было предложено брать плату с учащихся начальных школ —5 коп., средних школ — 10 коп., со взрослых —20 коп. Для реализации проекта нужна была ссуда, за которой Евгений Иванович Колчин и обратился в Городскую управу. Однако власти, сославшись на недостаточность средств городской казны, отказались финансировать данный проект. Идея создания школьного кинематографа для образовательных целей еще не раз появлялась у членов Барнаульской училищной комиссии, но реализована она была только в советское время.

Несмотря на то, что специализированный просветительский кинематограф так и не появился в Барнауле, научные фильмы включались в репертуар городских электротеатров, что являлось заслугой самих владельцев кинематографов.

Из устроителей подобных кинопрограмм, кроме Барнаульского Общественного собрания, можно назвать и Общество попечения о начальном образовании. В заметке из газеты «Барнаульские ежедневные телеграммы» читаем: «Обществом попечения о начальном образовании. В воскресенье 19 сентября 1899 г. дан будет сеанс знаменитого аппарата живой фотографии Синематограф. Начало в 8 часов. Подробности в афишах».

Сеансы кинематографа устраивались и в саду Школьного общества.

Существовал и другой способ распространения «разумного кинематографа». Его развитию способствовали появление дешевых и легких проекционных аппаратов. Для Сибири с ее огромной территорией решить вопрос демонстрации кино в удаленных уездах и волостях для сельского населения можно было только при помощи сельских передвижек. Но большинство продаваемых в России киноаппаратов стоили дорого, имели большой вес и были рассчитаны на питание от дорогостоящих и тяжелых аккумуляторов, которые в деревнях заряжать было невозможно.


Заключение

Таким образом, в стремительном развитии кинематограф доказал свою состоятельность и стал неотъемлемой частью общественно-культурной жизни. Новый вид искусства никого не оставил равнодушным. Оценку кинематографу пытались дать многие: его бранили и превозносили.

Свое суждение о кино выразил в журнале московских символистов «Весы» Андрей Белый: «Синематограф — сколько целому дреной грусти, надежды, сколько воспоминаний при этом слове! Синематограф — чистое, невинное развлечение на сон грядущий после трудового дня. Синематограф — уют, трогательное поучение! Синематограф — предвестие. Он возвращает нам простые истины, захватанные грязными руками; возвращает человеческое милосердие, незлобивость без всякой теоретики - просто, улыбчиво. Синематограф — клуб: здесь соединяются для того, чтобы вывести нравоучение, попутешествовать в Америку, познакомиться с производством табаку на Филиппинских островах, посмеяться над глупостью полицейского, повздыхать над продающей себя модисткой, собираются, чтобы встретить знакомых — все, все: аристократы и демократы, солдаты, студенты, рабочие, курсистки, поэты и проститутки... Приходят усталые, одинокие — и... синематограф возвращает им любовь к жизни... Синематограф - демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова».

Для лишенного сословных границ круга зрителей новый вид зрелища был и развлечением, и поучением. В простой наглядной форме он давал возможность расширить познания в различных сферах жизни. Кино явилось и средством распространения общественно-значимой информации, в частности, о текущих событиях политической жизни.

Кинематограф по природе своей был демократичен: он дарил возможность разночинной публике вкусить и эстетических удовольствий, ранее доступных лишь высшему обществу. На сеансах кино зрители знакомились с классическими произведениями литературы, музыки и театра. За короткий срок кинематограф прочно вошёл в умы и сердца кинозрителей, которые стали очевидцами уникального процесса восхождения кино от удивительного аттракциона к высотам настоящего Искусства.


Список использованной литературы

1. «Кинематограф Алтая: вехи истории» Елена Огнева, г.Барнаул 2007г.