Смекни!
smekni.com

История создания памятника "Тысячелетия России" (стр. 2 из 4)

Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр и держава. Это уже не воин, как изобразил художник Дмитрия, это самодержец. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежит побежденный в битве литовец и поверженный ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом - Московская Русь сокрушает своих врагов, еще недавно угрожавших ее независимости.

Начало династии Романовых

Весьма любопытна группа царя Михаила. Слева от него Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Пластический образ самого Михаила получился довольно бледный, невыразительный. И не случайно: то был государь, ничем значительным себя не проявивший. Микешин не мог, разумеется, не изобразить родоначальника правящей династии, но отодвинул его в глубь композиции. А на первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Он как бы ограждает от врагов страну, только что оправившуюся от великой смуты. Это очень сильный, энергично выполненный образ, один из лучших в верхней части композиции памятника.

Козьма Минин на коленях подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха. Это сознательное нарушение Микешиным исторической достоверности. Ни Минин и ни кто-либо иной из числа "третьего сословия" не вручал государю при коронации символы царской власти. Художник явно желал здесь выразить мысль, что только та власть сильна, которая опирается на народ и видит в нем свою опору. В образе коленопреклоненного Минина нет и следа униженной покорности; напротив, он исполнен достоинства и значения исполняемого долга. В его лице, во всей его фигуре чувствуется какое-то напряжение, скрытая тревога: он надеется, что государственная власть даст России долгожданный мир и покой, он тревожится об этом.

Преобразование России и основание империи

На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I, в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.

Горельеф Нижний ярус фигур - это горельеф, на котором в результате длительных дебатов и борьбы различных мнений были помещены 109 фигур деятелей Русского государства с древнейших времен до середины XIX века. Под каждой фигурой на гранитном цоколе памятника сделана надпись (поименование) стилизованным славянским шрифтом. В письме к одному меценату по поводу состава лиц на горельефе Микешин писал, что он по общему согласии специалистов в истории старался делать выбор лиц в чисто в народном духе. Но политическая история первых столетий Русского государства бедна выдающимися деятелями, и поэтому он вынужден был прибегнуть к изображению на горельефе в отделе "Просветителей" вместе со светскими и духовных деятелей, игравших роль в развитии Русского государства. Деятели, помещенные на горельефе, разделены автором проекта памятника на четыре отдела: "Просветителей", Государственных людей, Военных людей и героев, Писателей и художников.

Просветители

Отдел "Просветителей", представленный на горельефе тридцать одной фигурой, начинается с юго-западной стороны под колоссальной фигурой великого князя Владимира Святославича, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Здесь показаны в основном церковные деятели, способствовавшие развитию русской культуры. Эту часть горельефа выполнил М. А. Чижов.

Отдел государственных людей

Отдел Государственных людей, состоящий из 26 фигур, помещается на восточной стороне памятника и начинается непосредственно за "Просветителями" фигурой Ярослава Владимировича Мудрого, великого князя Киевской Руси. Исполнен скульптором Н. А. Лаверецким.

Отдел военных людей и героевОтдел Военных людей и героев (36 фигур) начинается с северо-восточной стороны памятника, открывается фигурой талантливого, бесстрашного полководца древности Святослава. Этот раздел выполнен скульпторами М. А. Чижовым и А. М. Любимовым.

Отдел писателей и художников Отдел Писателей и художников, состоящий из 16 фигур, начинается непосредственно за адмиралом Нахимовым, венчающим отдел Военных людей и героев, и открывается фигурой великого русского ученого Ломоносова. Изваянные И. Н. Шредером, как и на всем протяжении фриза, персонажи показаны в движении, словно занятые разговором.


Микешин Михаил Осипович - автор проекта

СКУЛЬПТУРНАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ

Когда накануне тысячелетнего юбилея русской государственности возникла идея установки памятника, его решено было поставить в Новгороде, где сохранился не разоренный татарами исторический центр с Кремлем и знаменитой Софией, построенной по киевскому образцу. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в нем могли участвовать не только маститые академики, но и все желающие. Победить удалось Михаилу Микешину, для которого это был дебют в монументалистке, хотя в дальнейшем он прославился как автор памятников

Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Надо сразу сказать, что это была коллективная работа шести скульпторов. Иначе и быть не могло, ибо одному человеку невозможно в короткий срок создать грандиозные композиции, насчитывающие 129 фигур.

Фактически мемориал представляет собой скульптурную летопись государства за тысячу лет. Всего по первоначальному замыслу должны были прославляться только правители и связанные с ними события. Но воспитанный поэтом Жуковским император Александр II предложил вторым рядом пустить не битвы, а выдающихся деятелей России. Таким образом, шесть эпох русской истории - основание государства, принятие христианства, победа на Куликовом поле, централизация государства, начало царской династии Романовых и петровские преобразования, а также последующие два века русской культуры - были персонифицированы в образах государственных деятелей, начиная от Рюрика. Такая условная периодизация русской истории отражала исторические представления XIX века. Список изображенных лиц утверждал царь, а он отнюдь не потворствовал либеральным наклонностям создателей памятника. Поэтому ждать абсолютной идентичности его выбора нашим современным представлениям не приходится. И все же мемориал давно уже стал экспонатом музея под открытым небом, каким, бесспорно, является Новгородский кремль. И поэтому к нему скорее стоит относиться как к объекту исследования, а не как к предмету политических дискуссий.

КТО ВОЗНЕСЕН НА ПЬЕДЕСТАЛ

К чести создателей монумента, они не страдали гигантоманией - его высота всего около 15 м, а диаметр гранитного пьедестала - 9 м. Но при этом длина горельефного фриза достигает 27 метров. Композиционно памятник делится на три большие части, вокруг которых группируются фигуры исторических деятелей. Верхушка по условию заказа символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Усиливает патриотический смысл композиции фигура женщины в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию, которую благословляет ангел. Средняя часть памятника состоит из шара-державы и расположенных у его подножия шести больших скульптурных групп из 17 фигур, обозначающих важнейшие этапы русской истории. Каждая композиция символически ориентирована в определенном направлении. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III -- на восток, к Москве, взгляд Петра I устремлен к Санкт-Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси . Рюрик изображен в доспехах древнерусского воина. Рядом представлена группа из четырех фигур, олицетворяющая принятие христианства на Руси. В центре ее - князь Владимир Святославович, рядом - крестьянин, разбивающий языческого идола, и женщина,

подносящая князю ребенка для крещения. Еще одна группа, в центре которой изображен Дмитрии Донской, попирающий ногой поверженного татарского воина, посвящена Куликовской битве. На восточной стороне помещена композиция из пяти фигур, символизирующих этапные события создания единого русского централизованного государства. Здесь Иван III в шапке Мономаха со скипетром и державой в руках, а также царь Михаил Федорович в окружении Минина и Пожарского, спасших Россию от польской экспансии. Композицию вокруг державы замыкает помещенное на парадной северной стороне изображение Петра I, который выделяется на фоне больших распростертых крыльев гения Славы, указующего новый путь России.

Особый интерес представляет нижний фриз, где персонифицированы достижения российской культуры и просвещения. В рамках небольшой статьи перечесть все невозможно. Ведь только раздел «Просветители» насчитывает 31 фигуру. Любопытно, что в него вошел основатель школ и типографии на Украине князь Острожский, изображенный возле печатного станка. В группе «Писатели и художники» также есть - Гоголь и Бортнянский. В памятнике есть серьезность и основательность подхода к теме, стремление к этапному осмыслению исторических процессов. А ведь именно этого нам порой не хватает в быстротекущих и суетливых реалиях современной жизни, которая во многом смогла осуществиться благодаря этим людям, вознесенным на пьедестал благодарными потомками.