Смекни!
smekni.com

Культура древнего Китая (стр. 3 из 3)

Рисунок 3. Древнекитайские иероглифы

Древнейшие памятники китайской литературы — «Книга перемен» («И-Цзин») и «Книга песен» («Ши-Цзин»), содержащая более 300 народных песен, од и гимнов, составленных в период с XI по V вв. до н.э. «Книга истории» («Шу-Цзин») была написана ритмической прозой и посвящена первым легендарным правителям Китая. В «Книге ритуала» («Ли-Цзы») рассказывалось о всевозможных обрядах, церемониях и правилах поведения. Основная часть материалов для этих книг была обработана и систематизирована Конфуцием и его учениками и может рассматриваться как священное писание вконфуцианстве.Основоположником китайской поэзии считают Цюй Юаня (IV— III вв. до н.э.), воспевшегопреданность родине. Первым в Китае певцом любви и женской красоты стал Сун Юй (III в. до н.э.), лирика которого пронизана ощущением радости жизни. Во II в. до н.э. жил Сыма Сянжу, старавшийся прославить в своих стихах силу и могущество императора. Знаменитыми поэтами первых веков нашей эры были Дао Дао, Дао Пи, Дао Чжи.

Музыка. Особую роль в совершенствовании стиля и языка китайской поэзии сыграла созданная во IIв. до н.э. музыкальная палата «Юэфу», собиравшая народные песни и музыкальные произведения. На чиновников «Юэфу» были возложены задачи по специальной подготовке музыкантов и организации музыкального сопровождения всех придворных церемониалов, а также контроль за исполнением песенной и танцевальной музыки. На рубеже нашей эры в Китае появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Книга о музыке» («Юэ-Цзы»). Музыка называлась «юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Китайцы смотрели на музыку как на таинственную космическую силу, и отдельные тоны отождествляли с первоэлементами, образующими мир (с воздухом, водой, землей и огнем).

Театральное искусство Театральное искусство в Китае объединяло танец, пение, речь, представление и акробатику. Оно восходило к глубокой древности, к разнообразным культовым действиям и было связано с поклонением божествам и умершим предкам, с выполнением обрядов жизненного цикла и соблюдением различных каленных праздников. Существенной была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления.

На рубеже нашей эры в Китае были широко распространены и популярны выступления мимов, циркачей, музыкально-драматические программы, театры кукол и теней, однако сами актеры не были уважаемым и популярным сословием. Сюжетами для театральных представлений служили легенды о святых, мифических героях, популярные народные сказания. В театральных сюжетах, как и во всей китайской литературе, отразились особенности национального характера и темперамента китайцев, специфика их менталитета, сложившаяся у них иерархия высших ценностей, понимания ими смысла жизни.

Зодчество, декоративно-прикладное искусство, мода

Зодчество. Мировоззрение китайцев и состояние научно-технической мысли проявлялись в развитии архитектуры. В I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три этажа с многоярусной крышей.

Ранние китайские города имели правильную, геометрическую планировку, были разбиты на кварталы, куда входили дворцы правителей, храмы, жилища простых людей, их мастерские, рынки, торговые лавки, чайные и харчевни. Центральная площадь в городе могла быть очень значительной по размеру-до нескольких квадратных километров. Дворец правителя располагался на главной магистрали и превосходил все остальные здания своими размерами. Города нередко обносились стенами, шириной в несколько метров, назначение которых заключалось в защите горожан от набегов соседей2

III в. до н.э. — время образования единого централизованного государства- ознаменовался строительством множества (более 700) императорских дворцов. Тронный зал одного из них вмещал более 10000 тыс. человек. С III в. до н.э. велось строительство Великой китайской стены, защищавшей северные рубежи страны от диких кочевых племен. На воздвижении стены трудились более 2 миллионов государственных Рабов и заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Это было, по-видимому, первое в мировой истории использование принудительного труда политзаключенных.

Рисунок 4. Дракон. Статуэтка из бронзы

Декоративно-прикладное искусство - бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративно-прикладное искусство. На начальных этапах китайской истории оно представлено расписной керамикой Яншао (III тыс. до н.э), названной так по месту раскопок. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.

Во II тыс. до н.э. китайские мастера начинают использовать бронзу. Из нее изготовляли все — от огромных чанов весом 600 кг до крошечных кубков величиной всего в несколько сантиметров. Все сосуды тщательно обрабатывались; излюбленными приемами были нанесение углубленной гравировки и выпуклого рельефа. В I тыс. до н.э. из бронзы стали делать зеркала, украшенные тонкой резьбой.

Издавна китайцы применяли в качестве материала нефрит и кость. Зеленый нефрит был особенно почитаем, так как он использовался для увековечивания культа предков. Техника обработки нефрита достигла своего совершенства именно в Китае Всегда популярной была в Китае яркая расписная лаковая утварь — изящные лаковые подносы, подставки, чаши, вазы, туалетные коробочки. Они получались легкими, яркими, не боящимися воды.

Лаковые изделия получили широкую известность далеко за пределами Китая и составляли важную статью его экспорта.

Постоянно совершенствовалась техника гончарного производства, и IV в. н.э. первыми в мировой практике китайские ремесленники открыли секрет изготовления фарфора.

Домашняя утварь (чаши, кувшины, блюда, подносы) почти всегда украшались определенным узором, что можно рассматривать как начало живописи. В древнейший период важнейшими составными частями декоративного орнамента были знаки солнца, луны, молний. Затем исключительно популярным становится дракон, перед которым как божеством благоговели и которого изображали в самых причудливых формах: с тигровыми лапами, орлиными когтями, длинными усами. Нередко встречаются изображения быка и барана, обеспечивавших как полагали китайцы, людям сытость, благополучие и богатство. В I тыс. до н.э. эти орнаменты дополняются изображениями различных сцен из человеческой жизни — в том числе охоты. Примером древнекитайской живописи могут служить росписи погребальных склепов. На каменных дверях склепов вырезались изображения чиновников в длинных халатах. Это были стражи входа, призванные охранять могилу от злых духов. На стенах представлены эпопеи, рассказывающие о добродетельных сыновьях и верных женах Язык рельефов и живописных изображений был почти одинаков и очень условен. Во всем прослеживался строгий канон.

И людей, и богов принято было изображать в одежде чиновников, испуг показывался вздыбленными волосами, покорность — согнутой спиной.

Мода и быт. Одежда китайцев во многом зависела от времени года, от того, где проживал человек - на севере или юге, в городе или деревне, а также от его сословной принадлежности. Люди среднего сословия летом носили штаны и кофту, к ним добавлялся верхний халат или куртка. Обыкновенным элементом гардероба была остроконечная широкополая соломенная шляпа и легкие сандалии, также сплетенные из соломы. Зимой китайцы надевали башмаки из толстого грубого сукна, теплые шапочки, плащи из бараньих шкур. Зимнее платье подбивалось мехом — беличьим, козьим, а иногда даже шкурками крыс и мышей. Женская одежда была аналогична мужской, только длиннее и свободнее.

Одежда простолюдинов шилась из хлопчатобумажных тканей, а ношение шелка было исключительной привилегией высшего сословия.

Древнекитайские интерьеры состоятельных людей украшались плетенными и лакированными стульями, скамеечками, ширмами, циновками, сундуками, подставками для цветов, бронзовыми зеркалами, раскрашенными фонарями и небольшими столиками. За ними китайцы ели, используя вместо ножей и вилок две маленькие палочки из бамбука или слоновой кости, как это предписывал старинный обычай.

Выводы

Итак, Китайская цивилизация — одна из самых древних, больших, обособленных и устойчивых на Земле, в начальной период своего существования подарила человечеству шелк, бумагу, тушь и фарфор. Китайские зодчие возвели гигантское архитектурное сооружение - Великую Китайскую стену. Китайские мыслители разработали оригинальные философско-религиозные концепции - даосизм и конфуцианство, во многом распределившие развитие китайской культуры на столетия вперед.

Рисунок 5. Афинский Акрополь в эллинистическую эпоху. Реконструкция.