Смекни!
smekni.com

Классификация литературных образов (стр. 5 из 10)

1.1 Вызывание или прекращение любви у кого-либо (присушки, отсушки).

1.2 Привлечение в дом женихов.

1.3 Помощь в поиске клада.

1.4 Порча охотничьего ружья.

1.5 Охотничья удача (завлечение зверей и птиц в ловушки).

1.6 Улучшение качества и количества урожая (хлеба, овса и т.д.).

1.7 Влияние на скот (розыск пропавшей скотины, на увеличение численности скота и т.д.)

1.8 Улучшение рыбной ловли.

1.9 Вызывание дождя и прекращение его.

1.10 Удача в кулачном бою.

1.11 Закрепление слов в конце заговора: ключом, замком, печатью, крепостью, камнем, горой, Гробом Господнем, стоящем на воздухе.

Функции персонажей-защитников:

2. Мобилизация ирреальных, магических сил для нейтрализации постороннего воздействия (агрессии или помехи).

2.1 Установка защиты, хотя негативное воздействие только возможно. (от людей, от колдунов, от возможного безумия).

2.1.1.2 От нечистых духов (дьявола).

2.1.1.3 От враждебных людей (врагов, разбойников, начальства).

2.1.1.4 От оружия (железного, огнестрельного, стрел, луков, свинцового, медного и других).

2.1.1.5 От зверя (от медведя, от собак, от нападений лошади)

2.1.1.3 От враждебных людей (врагов, разбойников, начальства).

2.1.1.4 От оружия (железного, огнестрельного, стрел, луков, свинцового, медного и других).

2.1.1.5 От зверя (от медведя, от собак, от нападений лошади)

2.1.6 Свадебного поезда.

2.1.7 Храма (дома).

2.1.8 От воров.

2.1 9. Охотничьих ловушек.

2.1.1 0. Оружия от порчи.

2.2 Противодействие негативному воздействию, которое уже совершилось.

2.2.1 От негативных воздействий, направляемых людьми (колдуны, ведьмы – порчи, сглазы)

2.2.1.1 От всевозможных болезней: от бельма, от бессонницы, от золотухи, от "жабы", от зубной боли, от грыжи, от кочи, от кровотечения из ран, от лихорадок, от ожога, от падучей, от пьянства, при родах, от рожи, от укуса змеи, от чирья, от черной болезни, от ячменя и т.д.

2.2.2 Скота (от килы, от ногтя, от потницы, от чемера, от червей).

2.2.3 Избавление от огненного змея, летающего к девице. (метафора неразделенной любви, губящий человека).

Разумеется, этой классификацией не исчерпывается все многообразие магических функций, в которых выступают заговорные персонажи. Напомним также, что нами учтены только функции персонажей, имеющих собственные имена.

Таким образом, в структуре заговоров мы дифференцировали образы на основании различных признаков. И хотя до настоящего времени пытались создать классификации, в основе которых один какой-либо признак. В данной работе сделана попытка создания классификаций сразу по нескольким основополагающим признакам.

Глава 2. Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров

Языческие представления имеют свою историю; они создаются не вдруг, а постепенно - вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жителей Земли, то злой мачехой, которая не приласкает и не приголубит. Человек, поставленный в совершенную зависимость от внешних влияний, признает Природу за нечто божественное. С развитием ума человека, развивалась и фантазия, и создавались новые божества; с каждым разом всё усложнялся пантеон богов. В заговорных текстах различной тематики присутствуют как следы язычества, так и христианства.

Изначально, заговорные тексты слагались как просьбы-обращения к языческим богам (Перуну, Велесу и т.д.), а также к силам Природы, с чисто практической целью (вырастить урожай, построить дом и т.д.).

И в наше время можно увидеть в заговорах языческие мотивы. Это призывы о помощи сил Природы: воды, огня, земли, ветра, деревьев, зари.

Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром, понимали эту связь как кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. В повадках животных, особенно зверей, первобытные охотники видели сходство со своими поступками. Естественно, это отразилось в текстах заговоров. Например, упоминается о медведе. Этот зверь считался символом силы, ловкости. А случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей в представлении об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, это и отразилось в заговорах. Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, лоси, рыси. Волк наделялся даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. Обращает на себя внимание почитание славянами зайца, животного, символизирующего в нашем сознании трусостью. Но в фольклоре заяц выступает, прежде всего, символом мужской оплодотворяющей силы.

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделяющимся большим дуплом, пораженные молнией. Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а также хозяйственной значимостью.

Кроме этого осина считалось нечистым, связанным со злыми силами, проклятыми Богом. Негативное отношение к осине наших предков обусловлено, возможно, следующими моментами: дрожанием листьев этого дерева даже в тихую погоду (ассоциация с воздействием злых сил), красноватым оттенком осиновой древесины (ассоциация с цветом крови) и малопригодностью для хозяйственных целей. Но с приходом христианства на Русь это дерево становится верным средством для борьбы с нечистой силой (колы, Кресты).

В текстах заговоров можно встретить выражение: "Чур слову конец, моему делу венец!". [52] Однако, в прошлом многие фольклористы и этнографы были убеждены в существовании у славян древнего божества Чур. Хотя сведения о Чуре практически отсутствуют, поэтому можно полагаться на лингвистические данные, прежде всего на этимологический анализ этого слова. Например, М. Фасмер в "Этимологическом словаре русского языка"[53] выделяет два слова Чур, различающихся по своему происхождению и значению. Первое слово Чур выделяется из наречия ′чересчур′ и имеет значение ′граница, рубеж, межа, мера′. Второе слово представлено выражениях "чур меня", "чур чур чура". Автор словаря приводит многочисленные предположения этимологов о происхождении данного слова:

1. "стой",2. замена слова "черт",

3. "Боже, упаси",

4. "пращур". Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.

Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, "Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество". [54] Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.

В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.

Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце", отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.

Таблица.

Мотивы Выступают самостоятельно Выступают в перечнях имен
Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) Илия -
Поражает громом змея Михаил -
Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами Христос, Илия, Михаил Гавриил, Иоанн Креститель
Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы Илия, Георгий -
Спускает небесное пламя Георгий -
Втыкает болезни луками и копьями Георгий Гавриил, Николай, Михаил
Отстреливает болезни Христос, Георгий, Михаил Илия, Николай, Михаил.

Также в заговоре наблюдаем призывы к Богу, как к главному Божеству. С принятием христианства под этим понятием понимается Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух ("неразделимая" Святая Троица).