Смекни!
smekni.com

Классификация литературных образов (стр. 9 из 10)

Список литературы

Тексты заговоров.

1. Лечебные "наговоры" Приангарского края из собрания А.А. Савельева/ Сост. В.Л. Кляус. М, 1990.

2. Обереги и заклинания русского народа /Сост.М.И. Песков, А.М. Пескова. М, 1998. с. 192.

3. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / Собр. Забылином М. В 2кн. Кн.1М., 1996.

4. . Сахаров И.П. Сказание русского народа.М., 1990.

5. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. Спб, 1997.

Исследования и научные работы.

6. Аникин В.П. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л, 1987.

7. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М, 1964.

8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М, 1998.

9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. в 3т. т. М, 1995.

10. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собрание сочинений в 8 т. т. т.5. М, 1962.

11. Богатырев П.Г. Заговоры // Русское народное творчество. М., 1961. с.43-51.

12.Л.Н. Виноградова заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.153-164.

13. Волошина Т.А. Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996.

14. А.В. Головачева. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с. 196-211.

15. Зелинский Ф.Ю. О заговорах. История развития заговора: главные формальные черты. М, 1987.

16. Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.66-76.

17. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М, 2001.

18. Крюкова О.М. // Итоговая научная конференция АГПУ: Тезисы докладов. Астрахань, 2002.

19. Панкеев И.А. Рассалова Е.А. Круг земного бытии: обычаи, обряды, молитвы. М, 1997.

20. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.77-141.

21. Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг. 1917.328с.

22. Померанцева Э.Р. Минц С.И. Русское народное поэтическое творчество. М, 1963.

23. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М, 1975.

24. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

25. Потебня А.А. Эстетика и поэтика М., 1976.

26. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1958.

27. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1966

28. Русские заговоры / Сост.Н.И. Савушкина. М, 1993. -368с.

29. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян М., 1994.

30. Топоров В.Н. Об одной групп сербско-хорватских заговоров. // Святость и святые в русской духовной культуре. В 3т. т. т.1. М, 1995. с.90-103.

31. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л, 1985

32. Фадеева Л.Н. Символика страстных икон Богородицы в заговорах // Традиционная культура. 2000. №2.

33. С.Г. Шиндин. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.58-62.

Справочники и словари.

34. Введение в литературоведение. / Под ред. Г.Н. Поспелова. М, 1988. с.38-44.

35. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.

36. Литературный энциклопедический словарь/Под ред.В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М, 1987. - с.252.

37. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред.А.Н. Николюкин. М, 2001.

38. Мифологический словарь. /Под ред. М.Н. Ботвинник. М.А. Коган. Б.П. Селецкий. М, 1989.

39. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского М, 1991.

40. Мифология: Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Мелетинский. М, 1998.

41. Современный словарь –справочник по литературе/ Сост.С.И. Кормилов. М, 2000.

42. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5т. т. т.1.2/ Под ред. Толстого. М, 1999.

43. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред.Л.И. Тимофеева. М, 1974.

44. Теория литературы. / Под ред. В.Е. Хализева. М, 2002.

45. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб, 1996.

46. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка в 4 т. т. т.4.М., 1987.

Приложение

Заговоры записаны из тетради Поповой Любови Ивановны, 1941 года рождения, уроженка с. Петропаловка Астраханской области.

Заговор от сглаза.

" Девка-девица, русая косица, святой водой умываюсь, белым полотенцем утиралась, с Иисусом Христом повстречалась. Три зари-заряницы, три буяна – буяницы: первый буян баню открывает, другой буян свечи зажигает, третий буян нарядку отнимает. Мать Пречистая Богородица проходила, свечи зажигала и тушила. Три буяна – буйвола от рабы Божьей (имя) нарядку отнимали, на ветер пускали урочную, улетную, посмешную, ветряную, подумную, поглядную, колючую, горючую, могучую, болючую. Кто на рабу Божью (имя) пускай, тот пускай все себе забирает. Аминь".

Заговор от сглаза.

" Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Чистая кровь и небесная! Спаси, сохрани раба Божьего (имя) от всякого глаза, от худого часа, от женского, от мужского, от детского, от радостного, от ненавистного, от наговорного, от переговорного. Аминь".

Свадебный оберег - "Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло древо, на том же древе - корень и ветвие, на том же Древе сидит железен муж - осматривает железен муж всякого ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видити мне, сторожу колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонах, окажи мне, сторожу, в избе или на улице, в пиру или на свадьбе, или у заплота, или за плахами, или за рекою, везде, кто где ни стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, чтобы на колдуна и ведуна тянет он лук, отворачивает недобрые словеса, и речи колдунове и ведунове, аще он враг, или на меня вражит, он створаживает тот же железен муж. Или баба еся с тыми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубки подола зняла и подругу бы оказала, руку бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж, в избу привяжи ее к печному столбу, а на улице к огороду, а мужик тот же колдун, надо мною пытаетца; ты же железен муж; кабы нас не нала ево ни молитва, а ему, колдуну, нечем бы ему ему от меня не онятця: сведи его, тот же железен муж, сведи его в баню и поставь его в каменицу головою, иже его врага, кой вражить, и повес его же вверх ногами, у стропил к одному углу, и броси его же о сыру землю, да тот же железен муж не отпутай меня, (имя) его врага о землю порази, его стречника. Или у князя молодого лошадь подтыкается; от подтычки, или у свахи, у тысяцкого, у дружек, у сторожа, у всего княжева поезда прибору от вожения, которая враг повалит захочет о крепосце, то же железный муж обороняет меня, (имя), сторожа, князя и княгиню, тысяцкого, дружек, и весь княжой прибор, бросает его, того же врага, как бы на нас не думал, броси его о сыру землю".


[1] Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987. с.109.

[2] Аникин В.П. Русский фольклор М., 1987. с. 94.

[3] Толстая С.М. Заговоры // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т., т.1. / Под ред. Толстого Н.И. М., 1999. с.239-244.

[4] Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. М., 1990.

[5] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В. 3 т. т. М., 1995.

[6] Буслаев Ф.И. 1.О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой// Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб, 1861. т 1. с.251.2.о народной поэзии в древней русской литературе. Т 2 .с.31-32.

[7] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М,1995. т 1.с.414.

[8] Зелинский Ф.Ю. О заговорах. История развития заговора: главные формальные черты. М, 1987. с. 24.

[9] Блок А.А.Поэзия заговоров и заклинаний.// Собрание сочинений в 8т.т. т.5. - М, 1962.с.36-65.

[10] Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917.

[11] Там же. С.142.

[12] Е.Г.Кагаров. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981.с.66-76.

[13] В.П.Петров. Заговоры // Их истории русской советской фольклористики. / Под ред. Горелова. Л, 1981.с.77-141.

[14] Богатырев П.Г. Заговоры //Русское народное творчество. М., 1961. с.43-51.

[15] Русские заговоры / Сост. Н.И. Савушкина. М., 1993.-368с.

[16] Обереги и заклинания русского народа / Сост. М.И.Песков, А.М. Пескова. М,1998.

[17] Лечебные «наговоры» Приангарского края из собрания А.А.Савельева/ Сост. В.Л. Кляус. М., 1990.

[18] С.Г. Шиндин. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира//Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М.,1993.с.58-62.

[19] Л.Н. Виноградова заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М.,1993. с.153-164.

[20] А.В.Головачева. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.196-211.

[21] Там же. С. 196.

[22]Славянские древности. Этнолингвистический словарь. / Под ред. Толстого. В 5 т. М.,1999.

[23] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

[24] Типология - ( о греч.typos- отпечаток,logos-слово, учение) - сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языка независимо от характера генетический отношений между ними./Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцевой. М., 1990. с.356.

[25] Современный словарь – справочник по литературе / Сост.С.И. Кормилов. М., 2000.-с.327-332.

[26] Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. с.252.