Смекни!
smekni.com

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца (стр. 10 из 13)

Далее планируется изучение более сложных элементов прграммы и более сложные комбинированные упражнения.

После зимних каникул запланировано время на приведение организма учащихся в должную готовность и на повторение пройденного материала в первом полугодии. Затем начинается координационная работа с привлечением всего пройденного материала.

Таковы основные принципы учебно-тематического плана, отклонения от которого, конечно, могут быть в зависимости от того, как учащиеся усваивают материал.

3.2 Практическое применение программы

В первом месяце мы запланировали подготовку к танцу «Солдатская пляска». План включает в себя, вводную тему, состоящую из организационных вопросов, инструктажа по технике безопасности, плана работы самодеятельного коллектива, целей и задач, кратких сведений об истории возникновения народного танца. А также запланирован экзерсис у станка с элементами народного, который поможет учащимся войти в «форму» и подготовит к исполнению присядок и вращений, т.к. «Солдатской пляске» достаточное количество присядок у юношей, и вращений у девушек.

В течение всего года учащиеся постепенно знакомятся с экзерсисом классического танца включающий движения народного экзерсиса. А именно:

1. В разделе «battementstendus» учащиеся повторяют виды battementstendus классического экзерсиса и знакомятся с видами battementstendus народного экзерсиса – это переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же варианты включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию.

2. «Battementstendusjete» - этот раздел посвящен, как и предыдущий раздел, развитию мышц голени, а также резкому вытягиванию «от себя» работающей ноги.

Работа эти двух разделов способствует развитию подвижности в голеностопном суставе, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий. Все это важно в исполнительской культуре.

3. «Ronddejambeparterre» в этом разделе учащиеся повторяют классический вариант, а также возможны сочетания с круговращениями ног из народного экзерсиса. Можно использовать и зигзаги (змейки), которые подготовят учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка».

4. «Battementsfondus» необходим для вырабатывания мягкости и эластичности. Это упражнение можно сочетать с battementsfondus народного экзерсиса.

5. Battementsfrappe и doublesfrappes можно сочетать сокращение стопы в момент когда нога уже сделала удар и находится в натянутом положении. Этот нюанс дополнительно будет способствовать развитию пяточного сухожилия.

6. Подготовка к «веревочке».

7. Упражнения с не напряженной стопой «flic-flac»

8. «Battementsdeveloppes». Выполнять движение можно как в медленном, так и в бастром темпе, на вытянутой опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги.

9. «Grandbattementjete». Кроме основного вида больших бросков на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклонами корпуса, в сочетании с круговым движением ноги, с опусканием на колено, с прыжком, с растяжкой и др.

Экзерсис у станка составляется в зависимости от плана. Экзерсис должен подготовить участников к исполнению репертуара ансамбля. Например, если в танце «Солдатская пляска» достаточное количество вращений, то экзерсис будет выстроен таким образом, чтобы учащиеся максимально подготовились к выполнению этого движения. В танце «Коляда» большое количество комбинаций с использованием присядок. В этом случае экзерсис будет выглядеть иначе.Grandplie, будет исполняться в середине станка и по методике Т.С. Ткаченко, т.е. впрыгивая в grandplie.

Запланированный репертуар на первом году обучения: «Солдатская пляска», «За околицей», «Калинка».

Запланированный репертуар на втором году обучения: «Коляда», «Сибирская плясовая», «Братина».

В конце года итоговый концерт, где учащиеся продемонстрируют свои знания и умения, которые они получили в течение года.


Заключение

Данная работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева, В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова, А.М. Мессерера и других исследователей изучавших классический и народный танец.

В результате исследования темы«Классический танец как средстве формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», мы обосновал! актуальность темы, достигли цели и решили поставленные задачи, обосновал! теоретическую и практическую значимость работы.

Установлено, что развитие хореографической культуры на современном этапе находится во взаимосвязи с требованиями времени, но порой теряет связь с накопленными веками теоретическими и практическими знаниями в хореографическом образовании.

Выявлено,что танцевальное искусство до реорганизации художественной образования в России носило характер клубно-кружковой самодеятельности и преследовало цели культурно-досуговой организации, в то время как современные тенденции тяготеют к профессионализации ансамблей, что позволилонам сделать выводы:

Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся:

1. К повышении технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков — любителей и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса.

2. Приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры.

Несмотря на то, что в процессе работы нами установлено, что система народно сценического танца Т.С. Ткаченко, построенная на классических образцах национальной танцевальной культуры является самодостаточной и универсальной не только в подготовке технических возможностей исполнителей, но и благодаря музыкальной основе, содержит в себе духовно-нравственный потенциал, способствующий формированию исполнительской культуры, что противоречит нашей гипотезе, цель исследования достигнута, задачи решены, а неожиданные результаты позволяют сделать ещё один вывод, о том, что как бы не была хороша обучающая система, ее транслируют педагоги, от мастерства, знаний и умений которых зависит качество образования и соответственно культура учащихся.

Таким образом, гипотеза не подтверждена, цель достигнута, задачи решены.


Список используемой литературы

1. Античные мысли об искусстве. В сб.: Эстетическое учение Платона («Закон»). М.:-1991.-308с.

2. Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с.

3. Бахрушин О.А. История русского балета. М 1973 с.314

4. Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.:-1953.- 46с.

5. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.:-1986.

-274с.

6. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.

7. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с.

8. Голейзовский К. Обряды русской народной хореографии. М.:-1954 -252с.

9. Головкина С.К. Уроки классического танца в старших классах. М.:-1989.-160с.

10. Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца. М.:-2002.-208с.

11. Дорога к танцу Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством И. Моисеева. М.:-1989.-89с.

12. Захаров В.М. Радуга русского танца. М.:-1986.-128с.

13. Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно – сценический танец. М.:-1976.-224с.

14. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с.

15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы. Л-М.:-1958.

16. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.:-1971.-48с.

17. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.:-1981.-272с.

18. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.:-1981.-262с.

19. Костровицкая В, Писарев А.. Классический танец. Л.:-1968-264с.

20. Кутасова Т. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.:-1954.-112с.

21. Ленин В.В. Полное собрание сочинений,т.38.

22. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.:-1972.-216с.

23. Лукиан

24. Луначарский А.В. В мире музыки. М.:-1971.-379с.

25. Лыткина И.Н. Хореографический коллектив художественной самодеятельности. М.:-1957.-156с.

26. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с.

27. О партийной и советской печати (сборник документов). М.:-1954.-344с.

28. Пасютина В. Волшебный мир танца. М.:-1985.-223с.

29. Повесть временных лет. Ч. 1. М-Л.:-1950.

30. Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности. М.:-1960.-160с.

31. Русские народные танцы. М.:-1957.-184с.

32. Соковикова Н.В.Ст.Кризис хореографии в России. Взгляд изнутри./Ввдение в психологию балета. Новосибирск. 2006.

33. Соковикова Н.В. Рукопись, лекция.

34. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т 3.

35. Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962.

36. Тарасов Н. Школа мужского исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с.

37. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:-1967.-656с.

38. Уральская В.И. Природа танца. М.:-1881.-112с.

39. Уральская В.И. Поиски и решения. М.:-1881.

40. Устинова П. Русский народный танец. М.:-1976.-151с.

41. Чижова А. Танцует «Берёзка». М.:-1983.

42. Франгопуло М. На уроке А.Я. Вагановой.


Ансамбль песни и пляски Сибирского Округа Внутренних Войск МВД РФ.

Авторская программа по классическому танцу для самодеятельного коллектива

Руководитель: Рогачева Лилия Викторовна


Содержание

Глава I. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы