Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Рима (стр. 2 из 4)

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине). Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., – Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234–149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря – Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне – и Саллюстия Криспа (86 – ок. 35 до н.э.) – Заговор Катилины, Югуртинская война и История. Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116–27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата Об архитектуре.

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений – азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму – Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).


2. Культура Древнего Рима в императорский период

Новым явлением в культурной сфере, начиная с Августа, становится государственное меценатство. Римская культура утрачивает полисный (узкоэтнический) и приобретает космополитический характер. Распространяется новая система ценностей, прежде всего среди городского населения, основанная на сервилизме, презрении к труду, потребительстве, стремлении к удовольствиям и увлечении чужеземными культами. Сельский тип сознания отличается большим консерватизмом: ему свойственны уважение к труду, верность патриархальной системе отношений и почитание традиционных римских богов.

2.1. Градостроительство и архитектура

Интенсивно развивается градостроительство. Распространяется особый римский тип городской планировки: город состоит из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и производственных зон (на окраинах); он организуется вокруг двух пересекающихся под прямым углом центральных проспектов, делящих его на четыре части, обычно ориентированные по сторонам света; параллельно проспектам тянутся узкие улицы, разбивающие город на кварталы; вдоль мощеных с тротуарами улиц проложены водосточные каналы, закрытые сверху плитами; развитая система водоснабжения включает водопроводы, фонтаны и цистерны для сбора дождевой воды.

Архитектура остается ведущей сферой римского искусства. Большинство зданий строится из римского бетона и обожженного кирпича. В храмовой архитектуре I в. безусловно доминирует псевдопериптер (Квадратный дом в Ниме). В эпоху Адриана возникает новый тип храма – увенчанная куполом ротонда (Пантеон); в нем главное внимание обращено не на внешний облик (большая часть – глухая стена), а на внутреннее пространство, целостное и богато декорированное, которое освещается через отверстие в центре купола. При Северах появляется новая форма центрированно-купольного храма – десятигранник с куполом на высоком барабане (храм Минервы в Риме). Гражданская архитектура представлена в первую очередь триумфальными колоннами (38-метровая колонна Траяна) и арками (однопролетная арка Тита, трехпролетные арки Септимия Севера и Константина Великого), театрами (театр Марцелла и Колизей, в которых используется многоярусная аркада), грандиозными акведуками и мостами, вписанными в окружающий ландшафт (акведук в Сеговии, Гардский мост у Нима, мост через Тахо), мавзолеями (усыпальница Адриана), общественными банями (термы Каракаллы, термы Диоклетиана), базиликами (базилика Максенция). Дворцовая архитектура эволюционирует в направлении замковой, беря за образец планировку военного лагеря (дворец-крепость Диоклетиана в Сплите). При строительстве жилых зданий широко используется перистильная конструкция; новыми элементами являются застекленный перистиль и мозаичные полы. Для малоимущих возводятся «высотные» дома (инсулы), достигающие четырех-пяти этажей. Римские архитекторы I–III вв. продолжают творчески осваивать достижения разных архитектурных традиций – классической, эллинистической, этрусской: создатели Колизея соединяют многоярусную аркаду с элементами ордера (полуколоннами), ведущий зодчий эпохи Адриана Аполлодор Дамасский при строительстве Форума Траяна применяет вместо сводов и арок колоннады и балочные перекрытия; мавзолей Адриана воспроизводит модель этрусского погребального сооружения; в конструкции сплитского дворца Диоклетиана используется аркада на колоннах. В ряде случаев попытка синтезировать разные стили приводит к эклектике (храм Венеры и Ромы, вилла Адриана в Тиволи). С IV в. распространяется христианский тип храма, который многое заимствует у римской традиции (базилика, круглый храм).


2.2. Скульптура, живопись, литература

В пластическом искусстве I–III вв. продолжает доминировать скульптурный портрет. При Августе под влиянием классических образцов республиканский реализм уступает место некоторой идеализации и типизации, прежде всего в парадном портрете (статуя Августа из Прима Порта, Август в образе Юпитера из Кум); мастера стремятся передать бесстрастность и самообладание модели, ограничивая динамику пластического изображения. При Флавиях наблюдается поворот к более индивидуализированной образной характеристике, повышенной динамичности и экспрессивности (бюсты Вителлия, Веспасиана, Цецилия Юкунда). При Антонинах всеобщее увлечение греческим искусством приводит к массовому копированию классических шедевров и попытке воплотить в скульптуре греческий эстетический идеал; вновь проявляется тенденция к идеализации (многочисленные статуи Антиноя). В то же время усиливается стремление к передаче психологического состояния, в первую очередь созерцательности (Сириянка, Бородатый варвар, Негр). К концу II в. в портретном искусстве нарастают черты схематизации и манерности (статуя Коммода в виде Геракла). Последний расцвет римского реалистического портрета происходит при Северах; правдивость изображения соединяется с психологической глубиной и драматизацией (бюст Каракаллы). В III в. обозначаются две тенденции: огрубление образа (лаконичная моделировка, упрощение пластического языка) и нарастание в нем внутреннего напряжения (бюсты Максимина Фракийца, Филиппа Араба, Луциллы). Постепенно одухотворенность моделей приобретает отвлеченный характер, что приводит к схематизму и условности изображения. Этот процесс достигает своей кульминации в IV в. как в портрете (бюст Максимина Дазы), так и в монументальной скульптуре, ставшей ведущим жанром пластического искусства (колоссы Константина Великого и Валентиниана I). В скульптурах того времени лицо превращается в застывшую маску, и только непропорционально большие глаза передают душевное состояние модели.