Смекни!
smekni.com

Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины XX века (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский) (стр. 5 из 5)

Н.А. Бердяев различал культуру и цивилизацию, разводя их в антиномичных (противоречивых) характеристиках. По его мнению, переход от культуры к цивилизации всегда сопровождается убылью духа, именно это и происходит сейчас в мире. Бердяев видел в России духовное явление, которое не могут убить никакие материальные и политические катастрофы и, хотя тема мирового кризиса была поставлена им с предельной остротой и глубиной, он пытался увидеть и пути выхода из него, он верил, что Россия несет «новое слово» миру, что она откроет следующую страницу человеческой истории. Бердяев предрекал России великую роль, но и великую ответственность.

Флоренский, признавая величайшую ценность культуры, тем не менее считал, что эта ценность не заключена в самой культуре: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры». По мысли Флоренского, культура, стоящая на почве христианской веры, то есть вдохновленная и любовью к человеку, и жалостью к нему, как к "самобытному и страдающему", "прекрасному и загрязненному существу", как к "блудному детищу Божию" (там же) ‑ и есть та сила, которая способна обуздать другую силу – индивидуальную свободу в ее стремлении к деструктивности в отношении Абсолюта и Всеединства.

Подводя итоги курсового исследования, целью которого являлся анализ взглядов представителей русской религиозной философии Серебряного века на сущность и предназначение культуры, можно сделать следующие выводы:

1.Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная для русской мысли серебряного века. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации.

2. В русской религиозной философии была сделана попытка христианского подхода к процессам новой и новейшей истории. Из антропоцентрической и историософической философии был, по выражению Бердяева, "сделан опыт христианского осмысливания процессов новой истории. В ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада". В этом - главная и непреходящая, не только русская, но и вселенская заслуга и особенность русской религиозной философии.


БИБЛИОГРАФИЯ

4. Андреев Л. А. Искусство, культура, сверхкультура. Философия искусства Н. А. Бердяева. – М., 1991. – 230 с.

5. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. – Париж, 1940. – 430

6. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1972. – 120 с.

7. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991. – 365 с.

8. Губман Б.Л. Введение в философию культуры. Тверь, 1995. – 413 с.

9. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика. 1997. – 345 с.

10. Зернов Н. А. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж. 1991. – 412 с.

11. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон. 1996. – 350 с.

12. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель. 1991. – 430 с.

13. Некрасова Е. Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века. М.: Мартис. 1997. – 370 с.

14. Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (ХХ век). М., Изд-во РОУ. 1996. – 260 с.

15. Соловьев В.С. О духовной власти в России // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. – М., Правда, 1989. Т. 1. – 590 с.

16. Соловьёв В.С. О христианском единстве. – М., Рудомино, 1994. – 305 с.

17. Торосян В.Г. Культурология. Истоия мировой и отечественной культуры. – М., 2005. – 735 с.

18. Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1994. –380 с.

19. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Вильнюс.: Вильтис, 1991.

20. Франк С. Л. Смысл жизни//Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1994. – 258 С.


[1] Апокалипсические – от «Апокалипсис»; так называется одна из книг Нового Завета; другое ее название – «Откровение Иоанна Богослова». Книга наполнена предсказаниями ужасающей общей катастрофы конца мира.

[2] Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. С.163. Книга Н.А. Бердяева «Самопознание. Опыт философской автобиографии» издана впервые в Париже в 1949 г.

[3] Там же.

[4] Соловьев В.С. О духовной власти в России // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., Правда, 1989. Т. 1. С. 44 -59.

[5]Соловьёв В.С. Указ. соч. Т. 2. С. 312.

[6]Соловьёв В.С. О христианском единстве. М., Рудомино, 1994.- С. 305.

[7] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.219.

[8] Там же. С.254.

[9] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.255..

[10] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 36.

[11]Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 38 (Далее Сочинения).

[12] Сочинения. Т.1. С. 39

[13] Сочинения. Т. 1. С.658.