Смекни!
smekni.com

Культура и ее ценности (стр. 2 из 5)

4. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры

Типология культуры- классификация культур по определенным значимым показателям! Внутрикультурная иерархия А) доминир-ая к-ра – совокупность куль-ных предпочтений большинства субъектов данной культуры. Доминирующая культура: этнической, национальном, этническая складывается стихи но, основана на родстве или общ. Деятельности доминир. Традиции национально Национальная на основе территор. Б) субкультура- совокупность социокультурных характеристик присущих орпеделеной социальной группе. Признаки субкультуры: 1) собственная систкма ценностей 2) мотивация поведения 3) особенности языка 4) стиль жизни 5) имидж и др. Молодежная субкультура Тюремная В) контркультура Тенденции культуры направленные против доминирующей культуры Г) маргинальная (промежуточный) К-ра смешанного типа По типу власти: Представители:Фробениус, Паховен, Бердяев, Матриархальная тип основан на грамонии, равен-ве людей , кровных узов, связь с землей Патриарх. Основан на моногании, единобрачии, власть законов, насилии Типология по уровням: А)обыденный(культура повседневности)-иерарх. Уровень бытия культуры. Складывался стихийно, является результатом социолизации, незакрепленным процессом культуры:- частный, -публичный(в общественном транспорте) Б) специализированный- отражает процесс накопления и распространения информации По способам распространения этнонациональный тип культуры(по отношению к социальной этничной общности) региональный (социокультурные процессы, культура США, ЕВРОПА) субрегиональный (культура коренных народов) локальные Исторические типы культур :По способам и видом культурных инноваций- концепции революций Моргана Ю. Спенсера. Типологии культур Маркса. Циклические. Метод идеальных типов. Концепции культурных суперсистем Сорокина. Типологии культуры по технолог. Основаниям. Типы культуры: дописьмен.,– экранный, письмен, книжн. Структуры типологизации культцры позволяет выявить как общие ее основания, так и уникальные, неповторимые, специфические черты и свойства.

5. Культура и цивилизация

В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры. В работах Освальда Шпенглера говорится о том, что любая культура в конце своего развития переходит в стадию цивилизации. Что в свое время приведет к концу той или иной культуры. Шпенглер считал, что в цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника. И в определенном смысле цивилизация и культура не совместимы. Есть и другие точки зрения, например русский историк Данилевский не разделял понятия "цивилизация" и "культурно-исторический тип", а часто использовал их как синонимы. Арнольд Тойнби известный английский историк, не считал, что цивилизация - это конец развития культуры. Он считал цивилизацию особым социокультурным феноменом. При историческом подходе цивилизация трактуется как более широкое понятие, чем культура: культура является главным фактором развития цивилизации. При культурологическом подходе цивилизация представляется как определенная ступень развития культуры. Сходства понятий: могут обозначать общие отличия человека от природы; антонимы понятий "дикость" "варварство"; обозначают определенные исторические типы культур. Различия: понятие "культура" чаще применяется к духовной стороне жизни общества, понятие цивилизация чаще ассоциируется с явлениями материальными; понятие культура - национальные культурные особенности, цивилизация - особенности социо-культурной системы ряда стран;

6.Язык культуры. Культура как мир знаков и значений

Языки бывают:

-вербальные (словесные)

-невербальные (жесты)

-естественные (исторически сложившееся)

-искусственные (языки программирования).

Язык одновременно является уровнем и критерием развития культуры, как по отношению к личности, так и к обществу. В каждом языке знак, символ имеет определ. значения. В естеств. языках –проблемы многозначности. В искусственных языках каждому знаку соотв. одно определенное значения, в отличие от традиций, язык рефлекторный способ передачи информации.

Культурная информация:

- внешкультурная

-внутреннекультурная.

Каналы передачи культурной информации:

-традиция

-язык

Культурные коммуникации:

-внутрикультурные

-внешнекультурные

-аксеологическая (способность ч/з систему ценностей придающие смысл жизни и направленность ее ценности формирования мотивации поведения)

Ценности формируют мотивацию поведения

-релаксационная (выражает способности культуры и передавать формы получения удовольствия)

-ф-ции социализации личности(культура создается человеком и существует для него)В не культурной среды человек не сможет стать человеком

7. Искусство в системе культурных ценностей

Проблема смерти. Просвещение поставило эту проблему. Распространение знаний способствует атеизму. В Христианстве все ясно: Бог забирает жизнь. В Просвещении: проблема смерти - проблема свободного человека. Человек сам решает, как ему окончить жизнь. Может даже самоубийство, что отрицается в Христианстве. В Росси - Радищев. Адисон - пьеса, где герой оканчивает жизнь самоубийством. Искусство - учебник жизни. На искусство существует две точки зрения: 1) искусство существует само по себе и никак не связано с жизнью; выделяют развивательную и компенсорную форму. 2) это область моделей для жизни => искусство и жизнь слиты воедино; пример - Романтизм. “Алые паруса” Грина. Ассоль ждала А.П. Кто-то передал Грэю он это сделал. Лорд Байрон - образ романтического героя. Создав его, он сам поступает также. Романтика связана с тонкостью чувств. Вместе с поэтом отрываемся от современной жизни. 3) Жизнь создает образы, которые И. подражает. Искусство - учебник жизни. Аристотель: “Что есть И. - подражание жизни”. Чернышевский “Что делать?” - эта книга перевернула жизнь общества. Девушке, чтобы уехать, необходимо было вырваться из той среды. Ковалевская - заключила фиктивный брак с профессором. Женщины феминистского движения решили в 19в - сохранив семью. В конце 19в - Бестужевские курсы - первое высшее женское образование в Европе. Русская женщина - всегда была на страже в семье. Хар-р - сила духа, значимые физ. силы. Положение женщины в обществе в России - женщина независима, это внутренне богатство, свобода выражается во (внутреннем) внешнем мире. Франция - женщина может все (Коко Шанель - показала, что женщина может самостоятельно создать и вести дело). Германия - создавались женские общества. Теперь женщина 2-е лицо в государстве. Маргарет Тэтчер - 21в - выравнивание прав. В России женщины борятся за равноправие, а не за равенство. Предназначение женщины - облагородить мужчину. Когда женщина строит свои отношения с мужчиной, она интуитивно выбирает отца своему ребенку. Специфика искусства. Обычно в научное познание искусство не включается. Произведения искусства строятся только на субъективном переживании человека. В научных открытиях такого нет - в этом фундаментальное различие. Если бы Л.Толстой погиб во время (второй) войны мы бы никогда не узнали бы о Наташе Ростовой. А если бы погиб Менделеев, то не он, а кто то другой создал бы таблицу элементов. То, что раньше было достижениям меньшинства, теперь становится достоянием большинства. Появляется образ человека-массы. Ортего-и-Гассет “Восстание массы”. Человек массы - тот, кто н может оценить самого себя, видит себя таким как все и не переживает из-за этого. Как только начинает рефлексировать, сравнивать с другими - выходит из массы. Всегда меньшинство двигает культуру.3 Раньше была ощутима иерархия сословий - 20в границы стирает.

8. Религия как феномен искусства

Религии как особое явление духовной жизни. Основа – такай устойчивый признак как вера в сверхъестественное. На нём базируется религиозное сознание, выделяющее следующие уровни: Эмоционально-чувственный – обыденный уровень сознания. Рационалистически-логический – это концептуально оформленное религиозное сознание. Выделяют религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты. Вместе они составляю религиозный комплекс. Религиозная деятельность: Внекультовая – производство различных предметов быта. Благотворительные столовые, приюты и т.д. Образовательная – подготовка священнослужителей. Культовая – способ объективации религиозного сознания: молитвы, обряды таинства. Культ – действие для убеждения верующего в Бога. Религиозные отношения – интегрирующая функция религии, связывающая разные стороны религии. Религиозные институты и организации: Церковь – сложная централизованная система взаимоотношений между служителями и верующими, регламентирующая деятельность и обязанность верующего. Секта – отделившаяся от церкви организация, не соглашающаяся с отдельными аспектами религиозной доктрины. Ограниченное число верующих, религиозная практика, основанная на равенстве клиров и мирян. Харизматический культ - члены такого культа объединяются вокруг определённой личности, которая имеет божественное качество – харизма. Деноминация – тип организации, характеризуется переходом от секты к церкви. От церкви – высокий уровень организации – принцип добровольности. Функции религии: Мировоззренческая, Регулятивная: запреты и предписания Интегрирующая. Компенсаторная: возможность забыть несовершенство мира. Классификация: Христианство, ислам, индуизм – библейские религии (человек как господин) Природные – буддизм, иудаизм, даосизм. Мировые – буддизм, ислам, христианство. Национальные – иудаизм, даосизм, синтоизм, джайнизм. Формы религии: Родоплеменные – потивизм, фетишизм, магия, анемизм. Политеистическая – антропоморфные, зооморфные. Монотеистическая – очень строгое в иудаизме и исламе. Существуют еще нетрадиционные культы.