Смекни!
smekni.com

Культура и ее ценности (стр. 4 из 5)

Средневековая культура- культура христианства, отрицает язычество, но сохраняет достижения античности. Противопоставляет: политеизму – монотеизм, натурализму – духовность, культу удовольствий – аскетизм, познанию через наблюдение и логику – книжное знание. Антропоцентричность, самосовершенствование, избавление от грехов, признание сотворенности мира. Интерес к книгам. Культура – возделывание своих способностей. Счастье в познание бога. Культура как преодоление ограниченности, духовное совершенствование. В результате окончательного распада Римской империи временно были утеряны наивысшие достижения культуры: искусство, литература, теоретические и прикладные вопросы науки были преданы забвению. Многие историки культуры считали Средние Века мрачной эпохой. Натурально хозяйство было примитивным, техника была слабо развита, войны и эпидемии истощали силы культуры. В духовной сфере господствовала инквизиция, которая подавляла любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами. Монастыри - культурные центры. Монахи - самые образованные люди.


14. Христианская картина мира

1. Возникло на рубеже 1 в до н.э. 2. Палестина, город Иерусалим 3. Еврейский народ. 4. Иисус Христос (помазанник божий). 5. Религия искупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха. 6. Понятие Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. 7. Книга – Библия, состоит из Ветхого завета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета - составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благая весть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдя его путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек должен наработать сам). Также в Новый завет входят "Деяния апостолов", "Послания апостолов", письма, откровения Иоанна Богослова "Апокалипсис 8. Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек). 9. В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа. Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как отделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг с другом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия (таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на кресте как человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, что Иисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют не слитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу, другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие. Христианство может существовать только в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры. Христиане верят в единокрещение во оставление грехов, в конец света, во второе пришествие Христа. В 1054 г. христианская церковь распадается на православие и католицизм. Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор о том, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле. Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия – единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается только личной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папы римского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанное Христом.

15. Влияние Христианства на формирование древнерусской культуры. Русское православие

Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.

Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию — например, Масленица), некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, и я языческие храмы). Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

Согласно традиционной версии Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения, широко практиковалось многожёнство.

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

16. Сущность и характерные черты культуры эпохи Ренессанса

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций. Гуманизм – прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного закрепощения времен феодализма и католицизма. Главные носители идеологии Ренессанса - городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы - находились в остром политическом противоборстве со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту. Ренессанс - это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо навязанного понятия истины, самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14—15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.),

17. «Серебряный век» русской культуры

В начале XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В искусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский. Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи - Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века - За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература - серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский

18. XIX век России как социокультурная эпоха

В начале XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В искусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский. Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи - Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века - За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература - серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский