Смекни!
smekni.com

Буддизм (по экскурсии в Санкт-Петербургский музей истории религии) (стр. 1 из 3)

БУДДИЗМ

(по экскурсии в Государственный Музей истории религии в Санкт-Петербурге)

Содержание

Музей истории религии и его история

Основные сведения о буддизме

История буддизма

Дацан Гунзэчойнэй

Музей истории религии и его история

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865-1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в огромной антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора. Музей истории религии создавался как научно-просветительное и исследовательское учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая исследование эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре различных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиозно-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению. Период с 1932 по 1944 г. - это этап становления Музея истории религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. В это время в музее работал очень небольшой коллектив сотрудников-единомышленников, объединившихся вокруг В.Г. Богораз-Тана, а после его кончины - вокруг второго директора музея Ю.П. Францева.

Второй этап истории Музея - 1945-1961 гг. - связан с восстановлением его после войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов "Религия Древнего Египта", "Религия и атеизм Древней Греции", "Происхождение христианства", "История православия и русского атеизма", "История папства и инквизиции", "Религии Китая", "Естествознание и религия", многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 гг. Музей посетили около миллиона человек, были проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков "Ежегодника Музея истории религии и атеизма" (1957-1963) - фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение. Много сил и энергии в развитие Музея вложил выдающийся знаток религиозных движений, историк и публицист В.Д. Бонч-Бруевич (1843-1955).

В начале шестидесятых годов Государственный Музей истории религии и атеизма был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры РФ. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС, связанное с проведением в жизнь решений XXII съезда КПСС и июньского Пленума ЦК КПСС (1963) по "широкой и систематической научно-атеистической пропаганде" среди населения. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач. С начала 70-х годов наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. Музей стал научно-методическим центром, сотрудники стали ездить с выставками и лекциями по всей стране. Новый этап жизни музея начал складываться в середине 80-х годов в связи с перестройкой общества. Решающим стал 1988 год, когда празднование 1000-летия Крещения Руси приобрело государственный характер и определило изменение отношений государства и церкви в нашей стране.

С 2000 г. Государственный музей истории религии располагается в новом здании на ул. Почтамтской, 14/5. Период переезда и обустройства в новом помещении не был легким, однако были созданы и начали действовать постоянные экспозиции, активизировалась реставрационная работа, создавались новые выставки. Юбилейный 2007 год стал началом обновления и глубоких качественных изменений во всех сферах деятельности музея. Сейчас в Музее открыты для посетителей отделы "Архаические обряды и верования", "Религия Древнего Египта", "Религия Древней Греции и религиозный синкретизм античного мира", "Иудаизм", "Возникновение христианства", "Русское православие", "Протестантизм", "Католицизм", готовятся к открытию экспозиции "Ислам" и "Буддизм", новые временные выставки. Возглавляет МИР известный специалист в области музейного дела - Б.С. Аракчеев.

Основные сведения о буддизме

Буддизм - одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Буддизм делится на две ветви: хинаяну ("малая колесница" или "узкий путь") и махаяну ("большая колесница" или "великий путь").

Религиозно-философская литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и др. языках. Большая часть хинаянской литературы входит в так называемый палийский канон - "Типитаку" (буквально "Три корзины").

Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг - практическая доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче - существует страдание и освобождение от страдания. Страдание в буддизме выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в буддизме психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям.

По существу буддизм утверждает лишь бытие психологического процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в "я" (не существует противопоставления "я" и мира), для буддистов в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творческим началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение "я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Философскую позицию буддизма можно охарактеризовать как субъективно-идеалистическую, однако внешний мир при этом включен в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, то есть вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания "не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу.

История буддизма

История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т.е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н.э.1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. Будда проповедовал свое учение на сравнительно небольшой территории (южная часть провинции Уттар-Прадеш и провинция Бихар в современной Индии), главным образом в окрестностях городов Раджагриха, Паталипутра (Патна), Капилавасту и в районе Бодхи-Гая, где он достиг просветления. Перед смертью Будда просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века: не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиболее существенные наставления, и ревностно стремиться к просветлению

Большинство ученых считают, что неопределенность первого условия стала одной из главных причин раскола буддизма. Тексты подтверждают, что споры по дисциплинарным правилам привели к разделению буддизма на множество школ. Но существует более важная причина первонач. раскола общины на два направления - Тхеравада (хинаяна) и Махаяна - это отношение к личности Будды.

Кто такой Будда - космическая эманация или земное существо? Именно этот вопрос стал главной причиной разделения буддийской общины на тех, кто считал Будду земным существом и учителем, и тех, кто видел в нем божественную природу.