Смекни!
smekni.com

Архитектура Древнего Египта (стр. 1 из 3)

Контрольная работа по теме:

"Архитектура Древнего Египта"


Пять тысяч лет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила в 5-4 тысячелетии до н.э. Египет был разделен на области, каждому городу покровительствовал один из Богов.

Египетскую историю разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н.э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Древнее царство – 28-23 вв. до н.э. – период правления III-VI династии. В это время сформировалось рабовладельческое общество, делившееся на три класса: знать и жречество, свободные крестьяне и ремесленники, рабы. Характерным типом правления в Египте во все эпохи была абсолютная монархия - неограниченная власть царя, подчинявшая себе все классы, экономику и культуру. Подобная власть была основана на зависимости населения от климатических условий, от малого количества плодородной земли. Для сельскохозяйственных работ требовалось строительство сложных гидротехнических сооружений, которое не могли себе позволить бедные общинники-земледельцы. Свободные крестьяне получали надел земли и воду для орошения, таким образом зависели от фараона экономически. Но кроме экономической, существовала религиозная зависимость. Культ фараона – «сына бога», укреплял и узаконивал единовластие. Царь «сочетал высшие государственные полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти». Фараона всегда изображен в короне и с атрибутами власти.

Политика и экономика Египта в эпоху Древнего царства была еще достаточно примитивна, «Деятельность египетского правительства сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства». А вся экономика основана на земледелии и ремеслах. «Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму». Египетской политике, экономике и культуре вообще была свойственна застойность в развитии, создание нерушимых канонов и следование им. Большое влияние на все стороны общественной жизни играла религия. Она и диктовала образ жизни и была главной опорой фараона в подтверждении его неограниченной власти. У египтян существовало верование в загробную жизнь, причем подготовить эту дальнейшую жизнь после смерти возможно было только на земле. По этой причине фараоны строили себе грандиозные усыпальницы, в которых должна будет поселиться их душа. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Именно туда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того, что бы продолжить свою земную жизнь. И загробная жизнь будет мало отличаться от земной, только нужно сохранить богатство и власть те же, что имел на земле. Другие древневосточные народы, «у которых были сходные верования, поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в древнем Вавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства».

Неограниченная, деспотическая власть фараонов III-IV династии позволила создать невиданные в мировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободных общинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогда более за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя».

Источники к изучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов – Геродота (490 -ок.525), Гекалея (IV - III вв. до н.э.), Диодора (I вв. до н.э.), Плутарха Херонейского (46-120 гг. н.э.), Манефона (IV - III вв. до н.э.) и других. Богатые сведения дают памятники материальной культуры и немногочисленные сохранившиеся письменные документы. Так, большую ценность имеет Палермский камень – древняя летопись, относящаяся к времени Древнего царства. Фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен до XVIII династии с датами их царствования. «От времени Древнего царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений». Для изучения истории Древнего царства исследователи так же используют сохранившиеся древнеегипетские юридические документы, акты судебных процессов, тексты завещаний, договоров, жалованных грамот на землю и другое. Для историков интересны сохранившиеся частные письма, автобиографии вельмож, тексты которых в основном сохранились в рельефах гробниц.

Материальная культура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам. Благодаря обычаю хоронить вместе с покойным большое количество его личных вещей, изображать в рельефах и настенных росписях его жизнь, точно фиксировать биографию, исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческий материал. Царские усыпальницы Древнего царства хорошо сохранились, конечно, они не дошли до наших дней в первозданном виде, но и те останки, которые мы имеем сейчас, дают возможность изучить историю и искусство Египта, и, прежде всего его архитектуру.

Древнее царство и вся Египетская культура прославлена строительством великих пирамид фараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Эти пирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства».

Гробница – место пребывания души умершего царя и, при том, сооружение, возвеличивающее фараона при жизни, словно доказывающее его божественную сущность. Культ личности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой». В эпоху Древнего царства возросло значение рабов, их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев (египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников, попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Свободные общинники имели особую трудовую повинность перед царем на строительство пирамиды, рабы работали на строительстве по приказу хозяина. Сила и власть фараона в период Древнего царства была огромна и внешним выражением этой власти являются пирамиды, построенные в период III - IV династий.

Египет богат различными породами камня. Его использовали ремесленники и архитекторы, во времена Древнего царства техника обработки достигла высокого уровня. Но строили из камня в основном гробницы и храмы, дома же и даже дворцы царей и знати были из сырцового кирпича. Дерево было дорого, на территории Египта его было мало и применяли его для строительства домов редко. Дома бедняков строились из тростника и глины. Все эти сооружения не сохранились и о их внешнем облике мы имеем лишь косвенные свидетельства – по моделям и изображениям, найденным в усыпальницах.

Форма гробницы сложилась уже в эпоху Раннего царства – это было в плане прямоугольное сооружение с чуть наклоненными к центру стенами и плоским верхом. Его называют – «мастаба» (арабск. – «скамья»). Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства и, следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Мастабы начали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати»9. Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя. И около 2800 года до н.э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРА. Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбль погребальных сооружений состоит из пирамиды - в центре, прилегающих дворцов – Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена», на месте мастабы фараона Санахта. Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеют длину 545 м., короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующего раствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтому были устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8,2 метра, с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возле нее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.». Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главной заслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы нового типа, отличавшейся монументальностью и величественностью, но и создание ансамбля вокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2 молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуального бега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармонически связаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка», вход был один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервые встречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связку стеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получили название протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плит зеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона»13. Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамида лишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другими сооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичным силуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.