Смекни!
smekni.com

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке (стр. 2 из 3)

Исключительно важны были достижения в физиологии. В 1863 году в журнале «медицинский вестник» была опубликована статья И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», заложившая основы физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности.

Во второй половине 19 века были достигнуты успехи в области технических наук, особенно электротехники. Яблочков изобрел первую дуговую электрическую лампочку без регулятора, а Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий.

Основоположником современной аэродинамики был Жуковский Н.Е. Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. в 70-80-е гг над созданием первого самолета работал А.Ф. Можайский. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики Циолковского.

Ученые-гуманитарии создали ценные научные исследования в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики. В 60-70-е гг развернулась научная деятельность С.М. Соловьева. Большой вклад в развитие исторической науки внес В.О. Ключевский.

В области филологии много работал И.И. Срезневский – основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, история древнерусской литературы. Значительных успехов добилась русская фольклористика. Огромную работу по собиранию и исследованию народного творчества проделал В.И. Даль.

Важным центром пропаганды научных знаний стал Политехнический музей, где лекции по актуальным научным проблемам читали известные ученые.[2]

Таким образом, развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь.

2.2 Интеллигенция в общественно-культурной жизни

Появление в России интеллигенции как особой социальной группы относится к 30-40-м гг. 20 века. К середине 19 века она существует как вполне сложившаяся социальная прослойка в обществе.

Основной чертой самосознания русской интеллигенции было ее противостояние власти, которое проявилось как в революционном максимализме, так и в либеральной оппозиционности. Особенностью ее самосознания было так называемое отщепенство, порожденное социальной изолированностью. Интеллигенция ощущала разрыв с народом, но пыталась преодолеть его путем своего служения ему.

Осознание «нужности» народу питало общественную активность интеллигенции, роль которой значительно возрастает. С ее деятельностью было связано развитие народного образования, просвещения и науки. В просвещении народа она видела свой нравственный долг.[3]

2.3 Художественная культура

Особенностью художественной культуры второй половины 19 века был нравственный максимализм и литературоцентризм. Это было время высшего расцвета реализма.

художественная литература пореформенного времени представляла собой яркое созвездие великих имен. В эти годы создавали свои лучшие произведения крупнейшие российские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов). Новое поколение писателей-реалистов принесло новые темы, жанры, принципы. В литературе преобладали социальные проблемы. Критическое отношение к действительности было характерно для произведений русских писателей тех лет. Программным произведением 60-х гг. стал роман «Что делать?» Чернышевского, написанный им в заключении. Созданные им образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.

Отражением идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х было появление так называемого антинигилистского романа (Н.С. Лескова «Некуда» - 1864, А.Ф. Писемского «Взбаламученное море» - 1863, Ф.М. Достоевского «Бесы» - 1870-1871).

Наряду с произведениями, в которых отразилась злободневность, 50-е гг. и первые пореформенные десятилетия отмечены расцветом лирической поэзии, которая стала связующим звеном между пушкинской эпохой и Серебряным веком рубежа столетий.

Имена Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – самые известные среди поэтов пореформенной России. Заметным явлением было творчество поэтов, вышедших из мещанско-крестьянской среды (Никитин, Суриков, Дрожжин).

60-70-е гг. – время наибольших достижений русского классического романа и повести. Работавшие в это время писатели, как правило, обращались к современной жизни. В 1859 году в «Современнике» был опубликован роман Гончарова «Обломов». Образы новых героев вывел на станицах своих романов Тургенев («Отцы и дети» - 1862).

Н.А. Некрасова разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в творчестве поэта центральное место.

Вершиной русской литературы 19 века стало творчество Л.Н. Толстого. Писателя волновали судьбы народа и Родины (Историческая эпопея «Война и мир», 1863-1869). Одним из острых социальных произведений стал роман «Анна Каренина» (1873-1877), в котором он изображал жизнь русского общества 70-х гг, вынес беспощадны приговор его морали, нравам, устоям.

В 1886 году вышел первый сборник произведений Чехова «Пестрые рассказы».[4]

Театральная жизнь в пореформенную эпоху отразила общие процессы, происходившие в обществе и влиявшие на развитие культуры.

Появился в Москве Артистический кружок, Первый народный театр. Однако основными центрами продолжали оставаться Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге. Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинции. Огромное влияние на русскую драматургию и театр оказал А.Н. Островский.

Музыкальная культура второй половины 19 века также отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 году по инициативе Рубинштейна было создано Русское музыкальное общество. Основная его цель — развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. В Петербурге Балакиревым и Ломакиным был открыта бесплатная музыкальная школа.

Во второй половине 19 века огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое содружество русских композиторов, известное как Балакиревский кружок. В 1867 г. кружку дано название Могучая кучка. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. К сер. 70-х гг. «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Выдающиеся достижения русской музыкальной культуры были связаны с именем Чайковского. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.[5]

В развитии изобразительного искусства пореформенное время было чрезвычайно напряженным и плодотворным.

Наиболее созвучно общественной атмосфере этого времени было творчество В.Г. Перова. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

Идейно-художественное движение 60-х подготовило почву для возникновения Товарищества передвижных художественных выставок (1871). Художники-передвижники обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

Монументальное искусство 19 века представлено тремя ансамблями церковной живописи: Исаакиевский собор в Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве и Владимирский собор в Киеве.

Скульптура второй половины 19 века в отличие от живописи не имела особых успехов. Основным ее направлением было стремление преодолеть каноны предшествующего стиля – классического монументализма и обрести черты реалистического искусства.

Самым крупным скульптором второй половины 19 века был М.М. Антокольский. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 — в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.