Смекни!
smekni.com

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке (стр. 3 из 3)

Особенностью градостроительства было сооружение общественных зданий с определенной функциональной целью: театры, музеи, учебные заведения, больницы и т.д.


Заключение

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

19 век был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении. Наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе прослеживаются два периода до и послереформенный.

Во второй половине 19 века закончилось формирование современного литературного языка, отчетливо выявились особенности русской национальной культуры: гуманизм, гражданственность, социальность. Литература приобретает ведущий характер в художественной жизни, становится одной из форм общественного сознания.

В условиях демократизации культуры, которая была главным содержанием историко-культурного процесса 19 века, особенно пореформенного периода сформировалась разночинская интеллигенция, усилилось ее участие в создании народной школы, расширении сферы образования и просвещения.

На стыке XIX и XX вв. началась новая эпоха в развитии русской культуры, которую назвали «серебряным веком». Она продолжалась недолго, однако явила миру замечательные образцы философской мысли, воскресила русскую икону, обеспечила расцвет поэзии, стимулировала новые направления живописи, музыки, театрального искусства.

Одной из отличительных черт русской культуры в те годы стал космизм, связанный с ощущением единства человека и Вселенной, активности одухотворенного человека. Русские философы-космисты говорили о мире как о «живом организме», как целостной одушевленной космической системе, о единстве человека и космоса, природного и духовного. В частности, родилось и такое убеждение, что объяснить происхождение человека только как природного существа с помощью эволюции не удастся.

Вместе с тем русские религиозные писатели и философы Вл. С. Соловьев, В. В Розанов, С. Н Булгаков, Д. С. Мережковский провозглашали высшей целью развития культуры познание вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозного чувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики в архитектуре, культ красоты как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразие интеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А.Бердяева, следствием «освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х годов.


Список литературы

1. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2000. – 448 с.

2. Ермакова, Е.Е. Философия / Е.Е. Ермакова. – М.: Высшая школа, 1999.

3. История русской культуры 9-20 вв./ Под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.

4. История философии: Запад – Россия – Восток (книга третья: Философия XIX-XX в). – М., 1999.

5. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999. - 304 с.

6. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 600 с.

7. Малюга, Ю.Я. Культурология / Ю.А. Малюга. – М.: Инфра-М, 2001. – 333


[1] История русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. – М., 2002. – С. 221-222.

[2] Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 2000. - С.319.

[3] История русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. – М., 2002. – с. 248.

[4] Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 1998. - С.192.

[5] Культурология / Сост. А.А.Радугин. - М.,1999. - С.188.