Смекни!
smekni.com

История и теория культуры (стр. 4 из 14)

Рассмотренные функциональные сферы культуры находятся в тесной взаимосвязи. В обществе одну и ту же социальную функцию выполняют каждый по-своему, различные культурные институты и один и тот же институт культуры – например, искусство, религия, исполняют ряд социальных ролей.

Вопросы для самоконтроля

В чем заключается взаимосвязь и различие между природой и культурой?

Как рассматривалась проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мысли?

Назовите основные социальные институты культуры и дайте им характеристику.

Какие социальные функции выполняет культура?

Рекомендуемая литература

Брудный А. Природа и культура: Великое противостояние//Общественные науки и современность. 1996. №4.

Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.

Каган М.С. О соотношении содержания понятий «природа», «общество», «человек», «культура»// Мировоззренческое содержание категорий и законов диалектики. Киев, 1981.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Мильдон В. Природа и культура//Вопросы философии. 1996. №12.

Маркарян Э.С. Культура как система//Вопросы философии. 1984. №1.

Проблемы философии культуры. М., 1984.

Руссо Ж.-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?//Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1976.

Фрейд З. Недовольство в культуре//Философские науки. 1989. №1.

Тема 4. Культурная картина мира

1. О соотношении научной, религиозной, художественной и культурной картин мира.

2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип», их влияние на культурную картину мира.

3. Особенности российской ментальности и решение современных социокультурных и экономических проблем.

Раскрывая вопросы данной темы, уясните себе, что существуют определенные отличия между понятиями «научная картина мира», «религиозная картина мира», «художественная картина мира» и «культурная картина мира».

Научную картину мира понимают как некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей и принципов, являющихся базой для построения научных теорий. Особенность ее в том, что она практически лишена ценностного отношения к миру.

В отличие от научной картины мира, религиозная картина представляет модель действительности в фантастических образах. Её основу составляет вера в некий Абсолют, которому следует поклоняться.

Художественная картина мира связана с представлением о действительности, выраженным через смысловое значение и субъективное ее восприятие художником.

Культурная же картина мира – это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Поэтому культурная и художественная картины мира во многом схожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру от другой.

Ядром культурной картины мира является менталитет (от латинского – мышление, образ мыслей, духовный склад). Понятие «менталитет» было введено в научный оборот французскими психологами и этнологами Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком и другими. Оно фиксировало наличие у представителей этнических и социокультурных общностей своего рода психологических особенностей, позволяющих по своему воспринимать и осознавать природный и культурный мир, в том числе и самих себя. В силу этого французские ученые связывали изучение истории любого народа с изучением его менталитета, являющегося ядром культуры.

Менталитет оказывает самое существенное влияние на образ жизни каждого человека, поскольку ему сложно избавиться от тех стереотипов мышления и психологии, которые накладывает на него определенная социальная и этническая среда. По мнению российского философа В. Барулина, менталитет представляет такое глубинное качество духовности человека, которое обусловливает не только характер духовного отражения им общества, его адаптации к общественным условиям, но и активную форму преобразования человеком себя, своей общественной жизни.

Понятие близкое по значению «менталитету», можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии употребил понятие «архетип».

Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы – это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.

Изучив данный вопрос, попытайтесь выявить единство и различие между понятиями «менталитет» и «архетип».

Приступая к изучению третьего вопроса, обратите внимание на то, что менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира. Это означает, что для всех народов, живущих на нашей планете, воспринимаемый мир един, но воспринимается он ими по-разному.

В этой связи в истории как западной, так и отечественной мысли предпринимались попытки дать характеристику русскому менталитету и русской ментальности. Вспомните Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять…» и Н.А. Бердяева, который подчеркивал зависимость склада русской души от строя ландшафта и характера русской природы. Рекомендуем познакомиться с его работой «Истоки и смысл русского коммунизма», а также с рядом работ из списка рекомендуемой литературы. На этой основе попытайтесь самостоятельно дать характеристику особенностей российской ментальности и ее роли в решении современных социокультурных и экономических проблем.

Вопросы для самоконтроля

В чем особенности культурной картины мира? Чем она отличается от других картин мира?

В чем единство и отличие менталитета и архетипа?

Есть ли отличие между европейской и восточной ментальностью?

Рекомендуемая литература

Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен//Социально-политический журнал, 1997, №6.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т.1., М., 1995.

Бердяев Н.А. Русская идея. Гл. 1//Вопросы философии: 1990, №1.

Бердяев Н.А. Психология русского народа//Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство//Социологические исследования. 1996. №5.

Кондаков И.В. Менталитет русской культуры//Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Менталитет и аграрное развитие России (XIX – XX в.). М., 1996.

Тема 5. Культура во времени и пространстве

1. Понятие культурной статики и культурной динамики.

2. «Циклические» взгляды на динамику культуры.

3. «Линейные» представления о культурно-историческом процессе.

Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры.

Так, например, основными элементами культуры являются материальная и духовная культура. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком в процессе взаимодействия с природой. Иногда эти объекты называют артефактами. Артефакты – это жилой дом, орудия труда, книга и др. Духовную же культуру образуют нематериальные объекты, существующие в нашем сознании и поддерживаемые человеческим общением. К многообразным элементам духовной культуры мы относим мифы, знания, идеи, ценности, символы, обычаи и традиции, ритуалы, язык и многое другое.

Понятно, что материальная и духовная культуры существуют не в отрыве друг от друга, а в прямом взаимодействии. Так, ношение галстука есть часть светского этикета и выражает символичное действие. Но в то же время сам галстук (или церемония захоронения) являются артефактом.

В зависимости от того, кто является творцом культуры различают следующие ее основные формы: элитарная, массовая, народная, а также основные ее разновидности – субкультуру и контркультуру.

Культура находится в динамике, это значит, что она возникает, развивается и деградирует. Поэтому культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

В теории культуры сложились различные подходы к объяснению динамики культуры, ее источников и факторов.

Для того чтобы ответить на вопрос: как и почему меняется культура необходимо обратиться к историческим учениям о развитии и типологии культур. В европейской науке XIX – XX вв. сложилась определенная традиция, благодаря которой основные тенденции изменения культурно-исторического процесса рассматриваются либо как циклические, либо как линейные. Из пройденного курса мы знаем, что циклические концепции трактуют культурную историю человечества в качестве совокупности истории отдельных культур, где каждая из них проходит свой цикл развития от рождения до смерти. Особенность циклических изменений в том, что они повторимы. В некоторых случаях, как пишет Б.С. Ерасов, они определяются как волнообразные. «Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений». В качестве примера можно вспомнить индийскую «сансару». «Сансара» в индуизме представлена в качестве своеобразного «колеса» жизни и смерти, которое воспроизводит и вновь уносит жизнь каждого человека. Представления о цикличности мы можем встретить еще и первого греческого историка Геродота, который утверждал, что нет единой истории, а существуют лишь отдельные истории. В Ветхом завете в книге Экклезиаста мы находим интересную фразу древнеиудейского пророка: «Нет ничего нового под солнцем». Это говорит о том, что в мире совершаются постоянные уход и возвращение.