Смекни!
smekni.com

Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции (стр. 6 из 12)

«Утрата «Джоконды», — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение».

Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесёт Джоконду» в редакцию журнала. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. 45 000 тому, кто вернёт «Джоконду» до 1 сентября».

Первое сентября прошло, но картины не было. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесёт «Джоконду». Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени».

Но никто не пришёл.

Проходил месяц за месяцем. Всё это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герон», в котором жили итальянские рабочие-сезонники.

Потом прошло ещё несколько месяцев, год, два... Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. На плохой школьной бумаге неуклюжими буквами некто Винченцо Леонарди предлагал антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы. Леонарди писал, что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского искусства. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.

Когда после долгих переговоров, переписок и встреч Леонарди доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал: «Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»

К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.

Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. За это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».

Перуджи плохо знал историю живописи. Он искренне и наивно считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона. А между тем Леонардо да Винчи сам привёз её во Францию, выкупив её у прежнего владельца за счёт французского короля. Картина была королевской собственностью до революции 1789 года, а потом стала достоянием нации.

Однако «патриотические» убеждения обвиняемого сразу померкли, когда выяснилось, что в прошлом он уже привлекался полицией за попытку воровства. Да вдобавок за свою «любовь к Италии» требовал полмиллиона франков. И всё же приговор суда был довольно мягкий: один год и пятнадцать дней тюрьмы с уплатой судебных издержек.

Следующая, из наиболее известных картин Леонардо – это «Тайная вечеря». В этой картине уродливое, антигуманистическое, отрицательное начало в образе Иуды впервые включается в большую многофигурную композицию, построенную по законам гармонии и красоты, взрывает мир этически прекрасных образов апостольского братства; оно оказывается беспомощным перед злодеянием предательства. Сила драматического столкновения, глубина психологической характеристики, совершенство композиции и пластической выразительности делают леонардовскую «Тайную вечерю» одним из самых великих произведений мирового искусства.

А в «Святой Анне с Марией и Младенцем Христом» художник возвратился к пирамидальной композиции, в которую вписал фигуры пленительно-загадочных персонажей, окружив их условным пейзажем. Художник вложил в них немало труда, добиваясь идеальной гармонии и цельности. В результате появился синтез личных переживаний и красоты. Леонардо увязал с мотивом преемственности поколений даже ритм композиции и чисто формальную последовательность расположения трёх фигур. Интерпретация в духе теологического символизма (Святая Анна – олицетворение победоносной Церкви и надежды на спасение – удерживает порыв Мадонны, стремящейся уберечь Младенца от предназначенных ему страстей) далеко не исчерпывает эстетический и образный потенциал картины. Зигмунд Фрейд предложил её психоаналитическую интерпретацию, основанную на детском сне Леонардо (будущему художнику приснилось, что гриф хлещет его по губам хвостом), который будто бы бессознательно воплотился в композиции (и действительно, синий плащ Богоматери напоминает силуэт грифа).

2.2 Музей импрессионизма

Весной 1874 года семеро малоизвестных тогда художников, чьи картины отвергались официальным художественным Салоном, устроили в центре Парижа собственную выставку. Очень разные, они были объединены идеей искать свою правду в искусстве, невзирая ни на какие трудности. За плечами у них лежали долгие годы упорного труда и борьбы в одиночку, годы лишений и невзгод. Большинство из них были настолько бедны, что часто нуждались в обыкновенном куске хлеба. Они не имели даже денег, чтобы снять помещение для своей выставки. На помощь пришёл фотограф Надар — один из немногих их парижских друзей, он предоставил им для экспозиции свою мастерскую.

Публика ходила на эту выставку лишь для того, чтобы посмеяться. «Чрезвычайно комическая выставка!», «Сумасбродство!», «Страшная мазня!» — такими выражениями пестрели статьи в газетах и журналах.

Сейчас их имена знает весь мир. Это были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писарро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Берта Моризо — те, кого мы называем импрессионистами.

...Музей импрессионизма разместился в скромном двухэтажном здании в самом центре Парижа — на террасе парка Тюильри. Шумный город живёт в двух шагах отсюда, а здесь всегда царят тишина и какое-то особое благоговение. Вековые деревья берегут покой невзрачного с виду домика, который в соседстве с роскошными дворцами кажется ещё невзрачнее. Да и название у него такое старинное и старомодное — «Зал для игры в мяч». Здание это было построено в период Второй империи. В те годы среди французской буржуазии были широко распространены аристократические обычаи, в число которых входила и старинная игра в мяч. Однако в конце XIX века игра эта была вытеснена теннисом, а здание стали использовать для устройства временных выставок.

Кроме того, «Зал для игры в мяч» прочно связан и с французской историей. В 1789 году в этом зале собрались депутаты Генеральных штатов, чтобы объявить себя Национальным собранием и дать клятву не расходиться до тех пор, пока не будет выработана Конституция.

В годы Второй мировой войны здесь разместилась контора нацистов, в которую со всех районов оккупированной Франции поступали захваченные немцами произведения искусства. После окончания войны в этом здании разместилась служба по возвращению похищенных сокровищ.

Музей импрессионизма был открыт только в 1947 году, а в 50-е годы он был отреставрирован и переоборудован. На первом этаже Музея разместилась коллекция произведений Эдуарда Мане, среди которых находятся и две его прославленные работы — «Завтрак на траве» и «Олимпия». Именно они вызвали в своё время целую бурю негодования среди парижских мещан и обывателей.

Но сначала была написана картина «Лола из Валенсии». В то время в Париже выступала балетная труппа Мадридского королевского театра, и особенным успехом пользовалась прима-балерина Лола. Поэты посвящали ей стихи, писатель и композитор Захария Астрюк написал в её честь романс. Для обложки его Эдуард Мане сделал рисунок, который и послужил основой для будущей картины.

«Лола из Валенсии» была необычным портретом. Художник изображает балерину не на сцене, не в момент выступления, а за кулисами на фоне декораций. Уже одним этим он даёт понять, насколько мало занимает его внешняя парадность: Человек — вот что ищет он прежде всего. Человеческое лицо, глаза, улыбка — вот чему была посвящена его страстная, свежая живопись. Краски его картин были чисты, благородны и свежи.

«Лолу из Валенсии» французский поэт Шарль Бодлер назвал «сокровищем в розово-чёрном мерцании». Действительно, цвет играет огромную роль в портретах Э. Мане, именно цветом привлекает он внимание к испанской танцовщице. Белое марево кружев, сквозь которое просвечивают чёрные волосы, голубой платок и розовые рукава кофты, пышная юбка с разбросанными по чёрному фону красными и жёлтыми цветами и зелёными листьями, серо-розовые чулки и балетные туфли... Весь этот наряд кажется на удивление красивым, а официальная критика назвала подобную живопись «пестрятиной». Вот тогда Э. Мане и решил написать картину «Завтрак на траве», как пощёчину буржуазному вкусу.

Сюжетом картины, которая сначала значилась в каталоге выставки под названием «Купание», Мане выбирает мотив эпохи Возрождения. Фигуры людей на ней были написаны строго и сдержанно, в живопись врывались воздух, солнце и чистый цвет. Но критики всю свою ярость сосредоточили на «неприличии» сюжета и не захотели заметить то новое, что содержалось в живописи Э. Мане.

Скандал с «Завтраком на траве» нисколько не поколебал художника. Вскоре он написал картину, которая тоже стала предметом самых яростных нападок. Это была «Олимпия», композиция которой напоминала тициановскую Венеру. Перед картиной толпились возмущённые зрители, назвавшие её «батиньольской прачкой», а газеты называли её нелепой пародией.

Во все века Венера почиталась как идеал женской красоты, в Лувре и других музеях мира есть много картин с обнажёнными женскими фигурами, а Мане призывал искать красоту не только в далёком прошлом, но и в современной жизни. Вот с этим-то никак и не хотели примириться просвещённые мещане. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах, обнажённая натурщица, — это не Венера прошлых веков. Это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя, художник «бросил на полотно во всей её юной... красоте».