Смекни!
smekni.com

Амедео Модильяни (стр. 4 из 4)

Модильяни был выдающимся рисовальщиком, поэтому главное очарование образу придает линия, мягко описывающая контуры тела женщины, ее шею и овал лица. Плавные контуры фигуры подчеркивает элегантный, изящно подобранный по тону фон картины. Поза и черты лица модели очень интимны, но при этом намеренно стилизованы, отчего образ теряет индивидуальность и становится собирательным. Срезанные краем холста руки и ноги героини этой работы зрительно приближают ее к зрителю, еще более усиливая эротическое звучание картины.

Кроме ню широко известны портреты кисти Модильяни. Он говорил: «Человек вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник»[5]. Чаще всего Модильяни позировали его близкие друзья, благодаря чему многие полотна художника смотрятся любопытной галереей представителей артистического мира того времени, в чьих образах запечатлелся «золотой век» парижского искусства. Модильяни оставил нам портреты художников Диего Риверы, Хуана Гриса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина, скульпторов Анри Лорена и Жака Липшица, писателей Гийома Аполлинера и Макса Жакоба. Дошел до нас и один- единственный автопортрет Модильяни (ил. 7), написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до смерти.

Ню и портреты, написанные художником на закате жизни, знаменуют собой важную веху в истории современной живописи. Хотя последние портреты Модильяни несут следы эмоционального упадка (что не удивительно, если не забывать про то, как он в это время жил), они, тем не менее, сохраняют прозрачность и величественность, присущие мастерам Возрождения.

Но прижизненной славы это Модильяни не принесло. Его знал лишь узкий круг художников – таких же, как он, бескорыстно влюбленных в искусство. А это, как правило, при жизни денег не приносит. Да, Модильяни (как и многие его друзья) все-таки дождался безусловного признания, но это случилось уже после его смерти. За его картины, которые он отдавал за хлеб и вино, теперь платят умопомрачительные деньги; в картинных галереях они занимают самые почетные места, а о самом художнике написаны сотни книг. Обыкновенная история.

Заключение

Живописная манера Модильяни с её декоративной плоскостностью, острой лаконичностью композиции, музыкальностью силуэтно-линейных ритмов, насыщенностью колорита определилась в начале 1910-х гг. В своих, как правило, однофигурных картинах – портретах и ню – Модильяни создавал особый мир образов, интимно-индивидуальных и, вместе с тем, схожих общей меланхолической самоуглублённостью; их своеобразный тонко нюансированный психологизм, просветлённая поэтичность сочетаются с постоянным, подчас трагическим ощущением незащищенности человека в мире.

Модильяни удалось одновременно зарекомендовать себя и реалистом и беспредметником. Его искусство отвечает требованиям пуристов, настаивавших, что картина – только плоскость, на которую в определенном порядке нанесены краски; но при этом он вложил в свои полотна богатое человеческое, сексуальное и социальное, содержание. Он раскрывает и прячет, отбирает и привносит, соблазняет и успокаивает. Этот вдохновенный эклектик – аристократ, социалист и сенсуалист в одном лице – использует приемы как мастеров Берега Слоновой Кости (чьи статуи поражают воображение, не вызывая чувства сопричастности), так и иконописцев Византии и Раннего Возрождения (которые трогают нас, но не могут потрясти до основания). Из всего этого и складывается трепетный, волнующий – одним словом, неповторимый – Модильяни!

Что же остается от Модильяни спустя семь десятилетий после его кончины? Во-первых, конечно, творческое наследие, которое подлежит еще детальному исследованию, а во-вторых, легенда, которая стала достоянием миллионов.

Легенда возникла из воспоминаний людей, знавших художника во время его трагической жизни в Париже, а еще больше из книг, в основу которых положены некоторые поражающие воображение, но не всегда надежные сведения из вторых или даже третьих рук. Приключениям Модильяни посвящено несколько посредственных романов и кинофильм.[6]

Алкоголь и наркотики, возможно, были попросту необходимы физически слабому, неудачливому и одинокому иностранцу в Париже, к тому же страдающему от неуверенности и горьких разочарований, но они ни в коем случае не создали и не высвободили его гений. Модильяни был почти всегда отчаянно беден, и больше даже из-за своего «ужасного характера», отталкивавшего возможных покровителей, чем из-за полного безразличия к нему со стороны коллекционеров. Развенчивая «романтическую легенду смерти от голода, алкоголя и, Бог знает, каких метафизических мучений»[7], дочь художника Жанна Модильяни во всем винит, прежде всего, туберкулез, которым он был болен на протяжении всей жизни.

Каким бы несносным и безответственным ни казался временами художник, в основном это был – и в этом единодушны все его друзья – человек аристократического поведения, блестящего ума, широко образованный, способный на добрые чувства и сострадание. Учитывая ограниченную продолжительность – тринадцать лет – его творческой деятельности и все жизненные обстоятельства, его достижения поразительны не только в количественном, но и в качественном отношении. В книге «Модильяни и его творчество» (1956) Артур Пфаннстиль перечисляет и описывает 372 картины художника, созданные после его приезда в Париж в 1906 году. В предисловии к альбому «Амедео Модильяни. Рисунки и скульптура (1965) Амброджо Черони утверждает, что количество подлинных картин Модильяни – 222, что свидетельствует о весьма строгом подходе к их оценке. Несколько ранних полотен Модильяни было обнаружено уже в последние годы, а не так давно на продажу выставлялся ряд очень убедительных по достоверности холстов парижского периода, не упоминаемых ни Пфаннстилем, ни Черони.[8] К сожалению, рынок заполонили подделки под Модильяни, и некоторые из них выполнены с таким мастерством, что могут ввести в заблуждение и специалиста, и коллекционера. Неудивительно, что мастера фальсификации так активизировали свою деятельность – цена за первоклассные работы Модильяни поднялась до ста тысяч долларов. В результате появилось множество «Модильяни», которые пытаются свести оригинальные приемы, разработанные мастером, к тривиальным формулам.

Мы так никогда и не узнаем, сколько же работ не дошло до нас – сколько их уничтожил сам художник, а, сколько было утрачено.


Список литературы

1. Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с., ил.

2. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1989. – 175 с.,[39] л. ил. – (Жизнь в искусстве).

3. Европейская живопись XIII – XX вв. Энциклопедический словарь. – М.: Искусство,1999. – 526 с., ил.

4. Модильяни. – М.: Издательский Центр «Классика», 2001. – 64 с., ил. «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве».

5. Художественная галерея: Модильяни. -№ 26. – М., 2005. – 31 с.

6. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомникова. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 431с.: ил.


Список иллюстраций

1. Модильяни. Около 1909. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с., ил.).

2. Голова. Этюд для скульптуры ок. 1910. Черный карандаш. 41 × 28 см (16 1/2 × 10 1/8″). Собрание г-жи Сидней Г. Биддл, Филадельфия. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). СПб.: ICAR, 1994. – 126 с., ил.).

3. Голова. 1912. Камень. Высота 46 см (18 × 1/8”). Национальный музей современного искусства, Париж. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с., ил.).

4. Желтый свитер (портрет мадемуазель Эбютерн) ок.1919. Холст, масло 100×65 (39 3/8 ×25 5/8″). Музей Соломона Р. Гугинхейма, Нью-Йорк. (Художественная галерея, 2005. – № 26. – 31 с., ил.).

5. Одна из последних фотографий Модильяни. На заднем плане – портрет Беатрисы Гастингс. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с., ил.).

6. Сидящая обнаженная ок. 1912. Холст, масло 92×60 (36 1/4×23 5/8″). Институт искусств Куполда, Лондон. (Художественная галерея, 2005. – № 26. – 31 с., ил.).

7. Автопортрет 1919. Холст, масло 85×60 см (33 1/2 ×23 1/2″). Собрание Иоланды Пентеадо Маткараццо, Сан-Паулу, (Бразилия. Художественная галерея, 2005. – № 26. – 31 с., ил.).


[1] Художественная галерея. с. 1.

[2] Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. с. 6.

[3] Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. с. 13.

[4] Художественная галерея. с. 6.

[5] Модильяни. с. 16.

[6] Вернер Альфред. Амедео Модильяни. с. 45.

[7] там же.

[8] Вернер Альфред. Амедео Модильяни. с. 45.