Смекни!
smekni.com

Антокольский М.М - русский скульптор (стр. 1 из 2)

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

Тема: «Антокольский М.М. – русский скульптор»

Введение

Искусство скульптора приносит людям такие минуты, с которыми ничто не может сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему скульптору реалисту, с которым мы общаемся через его работы, способствуют нашему общему развитию, расширению художественного кругозора.

Русское искусство всегда пользовалось большой популярностью на родине и за рубежом. Многие работы становились подлинно народными. Искусство скульптора в наше время не так сильно продолжает функционировать в жизни общества, но все же остается одним из самых прекрасных видов искусства.

Из огромного количества выдающихся, талантливых, реалистичных русских скульпторов 2-й половины 19 века добившегося небывалых высот в своем творчестве и истинно признанным в художественных и общественных кругах является Антокольский Марк Матвеевич.

Эти индивидуальности приковали к себе на целые десятилетия внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже с уверенностью сказать, мировойкультуры. В чем секрет этой притягательности? Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главной составляющей этого секрета стало его личностная реалистичность и стремление к художественной правде.

Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые работы Антокольского.


Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич, выдающийся русский скульптор реалист, близкий к передвижникам. Антокольский родился в 1843г. в городе Вильно, в небогатой европейской семье, скончался в 1902 году. К рано пробудившемуся в нём интересу к скульптуре, он поступил в 1862 году вольнослушателем в академию художеств в Петербурге. Его первым руководителем был известный скульптор Н.С. Пименов, после кончины, которого Антокольский занимался в мастерской И.И. Реймерса. Уже в период пребывания в Академии, благодаря сближению с И.Е. Репиным, И.Н.Крамским и В.В.Стасовым, Антокольский становится сторонником передового демократического направления в искусстве. Идейность содержания стремления к художественной правде являются основой его творчества, взгляды на искусство. «Правда в искусстве, - писал Антокольский В.В.Стасову,- выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством.- Такой задачи теперешнего, реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах»

Антокольский в первых - же своих работах отошел от обычных для Академии религиозных и мифологических сюжетов, выступив против условных канонов скульптуры. Он воспринимал греческую пластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внутреннего настроения греков греческих идеалов. «Мы же,- говорил он,- должны любить свои идеалы, как греки любили свои».

Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной»(1864), «Скупой»(1865). С большой наблюдательностью запечатлел он взятые из реальной действительности и хорошо знакомые ему народные типы и жанровые сценки. В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция»(1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам. В дальнейшем свои демократические взгляды Антокольского воплотил в образах людей, жизнь которых была связана с возвеличением России, большими государственными преобразованиями и военными подвигами совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов. Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства.

Уже первая работа скульптора на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1870-1871) царского величия, а в простом монашеском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бы наедине с его тревожными мыслями о судьбах родины. Вместе с тем, психологический образ, созданный Антокольским, раскрывает в Грозном сложный драматизм характера. О впечатлении, произведённом появлением статуи на широкие художественные и общественные круги, свидетельствуют восторженные отзывы современников, в том числе И.С.Тургенева и В.В.Стасова. Последний подчёркивал, что Антокольский, « по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему». Под влиянием большого успеха статуи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим стремлениям Антокольского, была вынуждена присудить ему звание академика в 1871 году.

К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI(1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра. Сила его характера, его государственный ум, прозорливость и энергия выдающегося человека, преобразователя русской общественной жизни 18 века и, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего политику возвышения класса помещиков и купцов за счёт жестокой и зверской эксплуатации крепостного крестьянства. Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера преображённого полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение исторической мощи русского государства. Благодаря такой трактовке, исполненная в бронзе статуя приобретает, особую выразительность и силу, превосходя многие монументальные произведения других скульпторов 2-й половине 19 века.

В годы длительного, связанного с тяжёлой хронической болезнью, пребывания в Риме и Париже Антокольский обращается к темам морально – философского содержания. У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом»(1874г.), «Смерть Сократа»(1876г.), «Спиноза»(1882г.), «Мефистофель»(1883г.), «Не от мира сего»(1888) и множества других образов. Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа», или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». Большей части в произведениях Антокольского этого времени имеется ложный оттенок сентиментальной покорности. Поэтому вполне основательно следует считать замечания Стасова, который возражал против того, что Спиноза был изображён слабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» - близка к подобным полотнам И.Н.Крамского и Н.Н.Ге. В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Изображая Христа со связанными назад руками, он хотел показать его реформатором, восставшим за правду, за братство, за свободу.

За границей Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, в письмах к Стасову, дружбу с которым он поддерживал до конца жизни, он жаловался, что его жизнь в Риме пустая и серая. Он переживал по поводу упадка европейской скульптуры и живописи. Из Парижа Антокольский писал: «Париж, он, право, не по мне там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты», это письмо было написано С.И.Мамонтову в феврале 1880 года.

Глубоко ощущая свою связь с родиной, Антокольский постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми. Эпистолярное наследие скульптора, составляющее около 800 писем, поражает богатством мыслей и свидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры. Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В.В.Стасову, получившее 8 января 1883года. Откликаясь на всякое значительное событие, происходящее на родине, Антокольский в 1875 году принял участие в конкурсе на памятник А.С.Пушкину и создал два эскизных проекта памятника. В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В.В.Стасова(1872Г.-1873Г.), И.С.Тургенева (1880г.). Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристики, живостью выражения.

В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам. С 1881г. по 1891г. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. В этом новом героическом образе Антокольский воплотил патриотизм, смелость и силу русского воина, с чьим именем связано присоединение Сибири к многонациональному Русскому государству. Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца». Антокольский полагал, что патриотическая и исторические темы отвечают демократическим и национальным интересам передовой русской культуры. В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры.

Самыми важными чертами русского искусства Антокольский считал стремление «понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его настроение и стремление» эти строки были написаны в письме, которое предназначалось В.В.Стасову, полученному 8 января 1883 года. Не удивительно, что Антокольский один из первых оценил своеобразие таланта великого мастера русской исторической живописи В.И.Сурикова.