Смекни!
smekni.com

Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ (стр. 5 из 16)

В настоящее время термин “шоу” переносится в сферу культуры и искусства, и данное значение слова расшифровывается в словаре “Иностранных слов”, изданном в 1987 году, следующим образом1:

“Шоу (англ. Show) — пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.:

1) яркое эстрадное представление, развлекательная программа (телевизионное шоу, иллюзион-шоу, концерт-шоу);

2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

Словарь по эстетике дает более расширенное понятие термина, характеризующее шоу как явление культуры и искусства2:

“Шоу (англ. Show — зрелище, показ) — спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п. Артизация и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (например, в США) в своеобразные шоу-разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т.д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные шоу, несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку — утверждение буржуазных ценностей и образа жизни”.

В Энциклопедическом словаре по культурологии 1997 года издания дается такое определение данного термина1:

“Шоу (англ. Show) — массовое зрелище, один из главных элементов “массовой культуры”, рассчитаный на психологическое воздействие на зрителя. Этим обусловлена внешняя крикливость и частая вульгарность подобного рода мероприятий, апелляция к средним вкусам обывателя. В современной западной культуре шоу всячески рекламируется как один из наиболее демократичных видов искусства, что, впрочем, вовсе не исключает, а напротив, предполагает их широкое использование во всякого рода политических акциях, избирательных компаниях и т.д. Высокая степень популярности шоу в современном мире, их несомненный коммерческий успех обусловили появление особого рода предпринимательской деятельности — шоу-бизнеса".

Из анализа этимологии слова, представленного в различных словарях можно выделить для исследования две стороны понятия:

I. То, что показывается как образец (сюда относятся такие явления культурной жизни, как спектакли, карнавалы, театрализованные шествия, цирковые представления, показы мод, политические акции, телевизионные программы, кинопремьеры, конкурсы красоты, презентации и т.п.) и характеризуется как действие, направленное на восприятие кем-либо, имеющее определенные характеристики внешнего вида; 2. характеристика структурных составляющих шоу, являющихся общими для всей совокупности данного явления.

Слово “шоу” в значении представления, зрелища встречается в период появления мюзик-холлов, варьете, кабаре, но его элементы присутствуют в выступлениях таких странствующих комедиантов, как скоморохи (Россия), шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), франты (Польша), истоки же его восходят к искусству Египта, Греции, Рима. Характерными для этих выступлений являлись сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика. Все это можно отнести к зачатками будущих шоу, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, сбывавшие при помощи прибауток, острот, веселых куплетов любой товар на площадях и рынках, стали предшественниками конферанса[1]. Все эти выступления носили массовый и доходчивый характер. Средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой тех представлений была миниатюра, отличавшаяся от театра. Артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем.

Развлечения под открытым небом, зависевшие от капризов природы, уступили место досугу в закрытых помещениях. Английские пабы (пивные залы) “впустили” туда актеров и музыкантов-исполнителей. Принципиально новой формой развлекательного досуга для Англии оказались мюзик-холлы, т.е. музыкальные залы при постоялых дворах и отелях. Путники, останавливавшиеся в отелях, получали развлечение вместе с ужином, но за увеличенную плату. Длительное время программа состояла из выступлений комических певцов и цирковых номеров, а всем представлением руководил ведущий.

Мюзик-холлы возникли на промышленном севере Великобритании. Самым первым считается основанный в 1832 году “Стармюзик-холл” в Болтоне (Ланкашир). Историки английского мюзик-холла особо выделяют деятельность Шарля Мортона (1819 — 1904), основателя таких лондонских мюзик-холлов, как “Кентерберийский холм”, “Харчевня кабана”, “Альгамбра”, “Палас-театр”. Мортон начал с того, что перестроил развалившуюся таверну в помещение для представлений. Зал, вмещавший 700 человек, получил название “Кентерберийский холм”. “Сначала представления давались в вечернее время по четвергам для торговцев и рабочих квартала, затем — по субботам, чтобы они могли привести с собой и жен. Такого никогда раньше не было, — продолжает исследователь, — так как дамы ходили до этого только в театры. Никогда ни одна дама не была в кафе..."1.

Родившись в залах отелей, в кафе и ресторанах, эта форма развлечения очень медленно продвигалась в сторону отделения концертно-театральной эстрады от гастрономии. По иллюстрациям в книгах, посвященных истории английского мюзик-холла, можно составить представление о том, что аудитория, занятая едой и разговорами, мало внимания обращала на концертирующих артистов.

В 70 — 80-х гг. ХIX столетия самые крупные парижские кафе-концерты также стали называться мюзик-холлами, и на их сценах обычная дивертисментная программа постепенно переродилась в спектакль-ревю (обозрение), где было занято еще большее число участников, наличествовало роскошное оформление, а в актерском исполнении присутствовали элементы подчеркнутой эротики. Образовалась граница между залом и подмостками в виде световой рампы и занавеса, в результате чего видоизменилась система общения артистов с залом. Развивались зрелищные формы воздействия. Увеличившиеся по сравнению с кафе-концертами размеры сцены и зала потребовали массовости участников в концертных номерах, что привело к укрупнению самого зрелища, переставшего быть на вторых ролях в качестве фона, общего плана и получившего такую же аудиторию зрителей, как и в театре. Это были уже зрители, а не соучастники представления, как в мюзик-холле; эта аудитория собиралась специально для просмотра зрелищ.

Имеет место дальнейшее стремление к масштабности, внешней помпезности, декоративности зрелища. Понятие “шоу” начинают связывать с эпохой научно-технической революции. Технические возможности оснащают современные формы развлечений новыми художественными приемами. Звукоусилительная и звукосинтезирующая аппаратура, позволяющая добиваться массы выразительных и неожиданных музыкальных и световых эффектов, пространственные декорации, применение кино — все это делает современное шоу зрелищно чрезвычайно впечатляющим.

В России истоки шоу искусствовед Зоркая Н.М. видит в балагане: “В доморощенных, утлых, кустарных формах площадного зрелища, полудеревенской потехе впервые проступают и твердеют, резче прочерчиваются контуры грядущей “индустрии развлечений”, того, что в Америке будет названо “шоу”, что зародилось и начало процветать вместе с подъемом русского свободного предпринимательства и быстро было пресечено, оборвано начавшейся войной и революцией"1.

История и эволюция балагана сопровождается нарастанием массовости, напрямую связанной с урбанизацией, постоянным ростом городов на протяжении всего XIX века, особенно в пореформенные годы, и, как следствие, пополнением городов все новыми людскими массами, устремляющимися на ярмарочную площадь. Балаганный театр явился первым четко функционировавшим коммерческим зрелищным предприятием в России, чему способствовали, прежде всего, многолюдство и толчея на ярмарочных площадях, заставившие увеличить количество представлений в больших балаганных театрах первой линии. Представления начинались в полдень и заканчивались поздним вечером, шли без антрактов, длились по сорок минут и повторялись по восемь и более раз в день, а это уже почти прокат киноленты в иллюзионе. Балаганы оказались делом весьма прибыльным для их владельцев, сумевших понять важную коммерческую закономерность массовой исторической эпохи: чем дешевле продашь наибольшему количеству покупателей, тем больше наживешь.

Смешное, трогательное, зрелищное, чудесное — вот манки, прелести балаганного представления.

Законы лубочной сцены вырабатывались на практике. “… Спектакли народного театра должны быть яркими, занимательными, с острыми конфликтами, с обязательной победой добра над злом. Постановка и игра актеров также должны быть яркими, по возможности без полутонов. Характеры следует отчерчивать со всей возможной определенностью: уж если герой — то герой, а если комик — то уж комик”, — таковы, по мнению Ю. Дмитриева1, незыблемые законы, перешедшие из фольклорного театра в балаганный.

Зрелищность — одно из кардинальных свойств балаганной сцены. Балаган не любил разговора, оставлял слово дедам на раусе (раешникам). Внутри шатров и сараев царило действие: пантомима, живая картина, танец, марши, номера. На зрелищности держались основные жанры балаганного театра: пантомима-арлекиниада, феерия, “разбойничья”, историко-патриотическое представление, волшебная сказка, инсценировка классики.