Смекни!
smekni.com

А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг. (стр. 2 из 6)

В нашей работе мы будем в основном ориентироваться на методику, предложенную А.А. Гречихиным[12], так как она представляется нам наиболее продуманной и обоснованной.

Составление БП, по Гречихину, предполагает шесть основных этапов.

1) Подготовительный этап. Он включает в себя выбор темы и предварительное ее изучение, а также составление проспекта БП. При выборе темы надо помнить, что она должна быть актуальна, ведь именно выбранная тема будет обеспечивать значимость и общественную полезность будущего БП.

Так, например, указатели, содержащие произведения по вопросам науки, должны содержать, в первую очередь, самую новую литературу, ведь именно она отражает последние достижения научной деятельности людей. Однако на практике это невозможно, литература неизбежно устаревает к моменту печати. Возникает противоречие: указатель как «заместитель» конкретного массива литературы, как его модель должен отражать его содержание, а вместе с ним и развитие науки (получается своеобразная цепочка), но сделать этого не может. А.Ф. Садофьев предлагает снять это противоречие включением в пособие информации, дополняющей содержание представленных в нем материалов новыми сведениями, имеющимися в распоряжении в период работы над указателем[13].

Это возможно только в том случае, если библиограф хорошо разбирается в выбранной теме или для составления указателя привлечены специалисты. Привлечение специалистов обеспечивает также принцип научности.

Когда тема выбрана, необходимо ознакомиться с библиографией вопроса, выяснить библиографическую оснащенность темы. Это может оказать значительную помощь при составлении БУ, а также позволит избежать дублирования.

Когда библиограф окончательно определился с темой, разрабатывается план-проспект – это основной документ, который регламентирует дальнейшую работу. Он должен содержать обоснование темы с указанием идейного замысла, определение типологических особенностей издания, характеристику структуры издания, а также примерные решения, касающиеся конкретной методики составления БУ на всех этапах.

2) Этап поиска. Библиограф начинает непосредственную работу над составлением БУ. Ему необходимо подобрать литературу по своему вопросу – «это значит, руководствуясь определенными критериями и методическими принципами, выделить из бесконечного множества произведений соответствующие теме материалы». [14]. Выделяют два метода разыскания с целью подбора материала: сплошной и эпизодический. Сплошной метод предполагает просмотр всех без исключения пособий и источников. Разумеется, это обеспечит наиболее совершенное содержание будущего указателя. Однако «трезвая реальность заставила библиографов идти по другому пути»[15]. При эпизодическом разыскании просматривается не весь массив литературы, отбираются источники для просмотра и уже в ее пределах осуществляется сплошное разыскание. Отбор источников для просмотра определяется темой будущего БУ.

На этом же этапе необходима предварительная систематизация найденных материалов, а также их библиографическое оформление. Возможно создание картотеки, причем в нее должны включаться и первичные, и вторичные просмотренные материалы, которые в дальнейшем составят список используемых источников информации.

3) Этап библиографирования. На этом этапе библиограф осуществляет три процесса: общий библиографический анализ, библиографический отбор и составление библиографических записей.

Цель анализа - подготовка необходимого материала для последующих операций составления. Необходимо изучить каждый найденный документ по теме, внимательно исследовать также критические статьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научных дискуссий и т.п. Это во многом облегчает оценку и рекомендацию отобранных в конечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание БУ.

Цель библиографического отбора - оформление круга наиболее ценных документов. Выделяют два вида отбора: ограничительный и качественный. Ограничительный отбор выступает в двух разновидностях: формальный и содержательный. Формальные ограничения могут быть:

а) пространственными – фонд библиотеки, издательский репертуар, книготорговый ассортимент;

б) формально-издательскими – вид издания, тираж, объем;

в) хронологическими - учетный период, время написания или издания;

г) территориальными, языковыми, авторскими.

При этом не затрагивается содержание документов, поэтому на практике этот формальный вид отбора сочетается с его содержательной разновидностью. Содержание, тематика произведений слишком разнообразна, чтобы выявить четкие и единые содержательные ограничения; в каждом конкретном случае вырабатываются собственные критерии отбора.

Суть этапа библиографирования реализуется в составлении библиографической записи. Причем для рекомендательного БУ недостаточно только библиографического описания, которое является простым отражением конкретного документа; необходимо давать аннотацию (общую или аналитическую). Общие правила составления библиографической записи и аннотации зафиксированы в ГОСТе 7.1-2003[16].

4) Этап систематизации. На этом этапе собранный материал, находящийся в форме библиографических записей, преобразуется в библиографическое произведение. Но для этого библиографом осуществляются такие операции, как индексирование и предметизация, библиографическая группировка, составление предварительных замечаний, составление вступительной статьи. При индексировании, проводящемся по какой-либо системе классификации, в аппарате библиографической записи указывается классификационный индекс, а в ходе предметизации для нее определяется предметная рубрика.

Важна роль библиографической группировки. Она включает три основные операции: разделение всего массива записей на определенные группы по избранному признаку; определение последовательности разделов, подразделов, рубрик и т.д.; выбор способа расположения записей внутри рубрик (подрубрик), т.е. внутри так называемых последних делений[17].

Группировка бывает формальной, содержательной и рекомендательной. Формальная группировка обеспечивает поиск конкретных документов по их внешним признакам (расположение в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов, по месту издания или хранения и т.п.). Классификация содержательнойгруппировки базируется на тематике документов. При этом одно и то же произведение, посвященное нескольким темам, может быть отражено в разных предметных рубриках пособия, для чего используется особая система отсылок. И наконец, рекомендательная группировка. Она всегда содержательна. В отличие от всех других она носит ценностный характер.

Ранее мы уже говорили о необходимости вступительных замечаний к разделам. Их составление также относится к этапу систематизации.

Важна также роль вступительной статьи, которая венчает этап систематизации. Она дает представление об указателе. Во вступительной статье должны содержаться следующие положения: задачи указателя, круг лиц, для которых он предназначен, хронологические границы содержащегося в БУ материала, объем материала, принцип отбора, список просмотренных изданий с обязательным указанием того, соблюден ли был принцип devisu, структура БУ, расположение материала. Можно так же дать краткий обзор истории развития и современного состояния литературы по выбранной теме.

5) этап разработки аппарата. Справочно-поисковый аппарат информационных изданий включает: содержание, предисловие, руководство по пользованию изданием, классификационную схему, систему ссылок, список использованных источников, список сокращений. Все эти элементы необходимы, поскольку даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию.

6) заключительный этап. Предполагает два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописи и редактирование библиографического пособия. Однако включение редактирования в этот этап является условным, так как эта деятельность функционально и организационно специализирована.


Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.

Предисловие

А.Г. Шнитке является знаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественное музыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности, отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличает некоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура и гармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творений делают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможности для разнообразных исследований его творчества.

Сейчас интерес к этому композитору все возрастает, появляются новые научно-исследовательские работы. Именно поэтому мы решили составить настоящий указатель, посвященный творчеству и жизни А.Г. Шнитке, ограничив хронологию входящих в него публикаций последним десятилетием, поскольку мы хотели показать, что сделано в области исследования творчества этого во многом загадочного композитора в XXI веке, когда можно говорить, что общественное и научное сознание практически полностью отошло от советского взгляда на действительность и, в частности, на искусство. Кроме того, существующие библиографические пособия по музыке представлены изданиями 1970-1980-х гг., которые, естественно, не отражают современный уровень науки о музыке. Практически та же ситуация наблюдается и среди справочных изданий по музыкальному искусству.