Смекни!
smekni.com

Манга и аниме - новая субкультура (стр. 2 из 5)

Несомненно, аниме рассказывает истории с позиции взросления и становления личности персонажей. Множество людей удивляются, когда узнают, кем на самом деле оказывается тот или иной персонаж. Некоторые люди прячутся под масками, скрывая свои истинные чувства. Некоторые из нас забывают, что под маской может скрываться нечто реальное. Люди ошибаются, причиняют боль другим. За всю историю человечества лишь некоторые смогли снять свою маску и заглянуть внутрь себя; они открыли для себя настоящие хрупкие идеалы; они признали свои ошибки и сумели научиться на них. Они никогда не сдаются.

Эта мысль проходит красной нитью через все аниме и мангу. Это нечто большее, чем глупые стереотипы: большие глаза, волосы, груди, машины, кровь и кишки — это глубинный, духовный рост личности. Стереотипы служат лишь для развлечения или для преувеличения и раздражения. Аниме не надо урезать до того, что мы видим. За стереотипами часто скрывается второе дно, скрытые сообщения, которые составляют истинный смысл аниме и манги.

История манга и аниме

Первые шаги аниме

Развитие новой индустрии (1917-1945)

Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были короткометражные работы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов. Самым первым японским анимационным фильмом считается "Новый альбом набросков" (1917) Симокавы Дэкотэна.

В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация).

Фильм Ямамото Санаэ "Гора Обасутэ" (1924) считается самым старым дошедшим до нас японским анимационным фильмом.

Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката. Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как "Asahi Kinema", "Takamasa Eiga", "Yokohama Cinema Kyokai" и некоторые другие.

В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию "Masaoka Film Production" и в 1933 году снимает на ней первый японский звуковой анимационный фильм "Сила и женщины мира".

В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилились милитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрым юмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейского влияния.. А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителей обрушился просто поток анимации агитационного содержания.

В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал "Момотаро - морской орел", а в 1945 году Сэоснял его продолжение - "Момотаро - божественный моряк" .

Скудные пятидесятые

В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубоком экономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации.

Было очевидно, что будущее не за индивидуальными работами художников, а за крупными анимационными студиями по образцу американских. Первой такой студией стала "Nippon Douga", созданная Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэл.

В 1956 году первую крупную анимационную студию под названием "Toei Douga" создал Окава Хироси, купив "Nippon Douga", а черно-белый "Каракули котенка" (1957) стал ее первым фильмом.

Новое начало. (1960-е годы)

В 1966 году студия "Toei Douga" выпускает первый и очень успешный аниме-сериал для девочек - "Ведьма Салли" (1966-1968) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру "Ведьма Санни". Первые семнадцать серий были черно-белые, остальные - цветные. Он также показывался по ТВ у нас в стране, точнее не сам этот сериал, а его ремейк 1989-1991 годов. Это был не только первый сериал для девочек (сёдзё-аниме), но и первый сериал о "девушках-волшебницах", из числа которых наибольшую известность через двадцать лет после этого получил ТВ-сериал " Сейлор Мун".

Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко" (1969-1970) по манге АкацукиФудзио, определивший дальнейшее развитие канона "девушек-волшебниц"

По манге Ёкоямы Мицутэру делается в эти годы и первый японский черно-белый ТВ-сериал об "управляемых огромных роботах" - "Железный человек номер 28" (1966). В 1970-х эта тема была развита и популяризована Нагаем Го, который превратил ее в настоящий кладезь сюжетов для фантастических эпопей.

Практически одновременно с ними выходит первый спортивный сериал, посвященный самой популярной японской игре того времени - бейсболу. Он назывался "Звезда Кёдзина" (1969). И в том же году выходит первое спортивное полнометражное аниме для девочек, посвященное баскетболу, - "Лучшая подача". Оба они были весьма успешны, и заложили многие дальнейшие "стандарты" аниме для подростков на спортивные темы.

Таким образом, в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у себя на родине. В то же время почти все основные крупные аниме-проекты были телевизионными сериалами, обычно экранизациями манги.

Классика 1970-х

Организация ТВ-сериалов

Семидесятые годы стали в некотором смысле шаблонными. Этот период в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой - одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время. Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные - быстро заканчивались. Полнометражные фильмы, как правило, выходили в качестве продолжений сериалов. Сюжеты аниме ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка, а между ними шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, и потому отдельные серии можно было, скажем, пропускать или даже смотреть в другом порядке. Однако, постепенно наблюдается тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных саг, в которой каждая серия - продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они благополучно сосуществуют.

Также происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее осново были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже серьезно подросло, но все еще интересовалось "мультиками". Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей, переживающих подростковый период.

Классификация аниме-сериалов по жанрам

Здесь пояснение некоторых терминов, которые использованы для описания жанра той или иной манги. Сёнэн - манга предназначена для парней (12-18 лет). Сёдзё - манга предназначена для девушек (12-18 лет). Сентай - манга повествует о приключениях какой-либо постоянной сплоченной команды персонажей, объединенной единой целью. Махо - в манге используются какие-либо проявления волшебства, магии или прочих необычных свойств главных персонажей. СД - персонажи манги часто изображаются в карикатурном "супер деформированном" виде (с маленьким телом и большой головой), чтобы показать, что они ведут себя несерьезно или по-детски. Парапсихология - действия в манге связаны с проявлениями парапсихических способностей героев (телепатия, ясновидение, биоэнергетика, телекинез, пирокинез, электрокинез итд). Мистика - манга в которой герои встречаются с явлениями, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, различными проявлениями потусторонних сил и прочих загадочных феноменов связанных с призраками, духами, полтергейстами. Меха - это боевые роботы и прочие огромные человекоподобные механизмы, обычно пилотируемые людьми. Комедия - большое внимание уделяется шуткам и всевозможным приколам; основная цель - рассмешить читателя. Драма - манга, в которой большую роль играет описание человеческих чувств и переживаний, радостей и горестей. Романтика - манга, в которой значительная часть сюжета связана с романтическими/любовными отношениями. Боевик - манга, в которой значительное место занимает описание вооруженных противостояний. Фантастика - действия манги происходят в вымышленном мире, обычно похожем на наш, но в нем происходят события, с научной точки зрения невозможные для нашей реальности. Фэнтези - действия происходят в мире похожем на средневековье (рыцари в доспехах итд.), в больших количествах используется магия, присутствует некоторое количество магических и сверхъестественных существ (драконы, эльфы, гномы итд.). Киберпанк - действия манги происходят в кибернетическом мире будущего, где основную роль играют компьютеры и компьютерные технологи, но общество приходит в упадок и стоит на грани гибели. Космо - действия происходят в космосе и околоземных пространствах, большая часть событий так или иначе связана с космическими кораблями и звездами. Постапокалиптика - действия манги происходят в мире, пережившем какую-либо большую глобальную катастрофу (например, ядерную войну), где люди пытаются выжить и возродить свою цивилизацию