Смекни!
smekni.com

Манга и аниме - новая субкультура (стр. 4 из 5)

Еще одним важным сериалом с героем сомнительной "правильности" был сериал Нагая Го "Человек-демон" (1972). Главный герой в нем боролся с демонами, "естественными врагами человечества", пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался в демона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократно обыгрывалась в аниме.

Детские фильмы и сериалы

Разумеется, несмотря ни на что основными зрителями аниме были дети. Поэтому в 1970-е все же большая часть аниме делалась для детей, и обычно не поднимала столь сложных и важных проблем, как мораль и смысл жизни. В основном в детском аниме преобладает жанр комедии и сентая.

По уже сложившейся традиции основными жанрами аниме для детей были полнометражные экранизации классических европейских и восточных сказок и легенд. В частности, в 1971 был снят "Али Баба и сорок разбойников" - продолжение старой линии масшабных экранизаций студии "Toei Douga". Но реальность аниме-рынка показала неэффективность такого рода вложений, и уже к середине 1970-х основным видом аниме для детей тоже стали сериалы.

Важную роль здесь сыграла студия "Nippon Animation", "выстрелившая" в 1975 году целой обоймой сериалов - "Пес Фландерсов" (в России известен как "Собачье сердце"), "Приключения пчелки Майи" и так далее. Как уже видно из названий, основными героями были либо герои сказок, либо разумные животные. В этом продолжалась традиция "анимации от Диснея".

Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит, видимо, считать аниме-проект "Экранизации волшебных сказок всего мира" (1976-1979), осуществленный несколькими студиями, но с лидирующим положением "Nippon Animation".

Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам японской истории. В качестве характерного примера можно назвать сериал студии "Toei Douga" "Токугава Иэясу в юности" (1975), повествующий о молодости знаменитого правителя Японии XVII века.

"Космические оперы" музыка в космических сагах

Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики.

Множество жанров сплетаются в космических эпопеях: космо, боевик, фантастика, фэнтези, киберпанк, сентай.

В 1982 году на экраны выходит сериал "Гиперпространственная крепость Макросс" (1982-1983), созданный при поддержке студии "Tatsunoko Production" студиями "Studio Nue" и "Artland". Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме.

"Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой - Итидзё Хикару, был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не самым крутым воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная - майор Хаясэ Миса.

Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Альбом песен Минмэй в исполнении озвучивающей ее актрисы Иидзимы Мари сразу же стал очень популярен.

Фэнтези

Настоящий интерес к фэнтези появился в 1990-х. Это было уже классическое фэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв.

Одним из первых популярных фэнтези сериалов был сериал "История войн Лодосса" (1990-1992). Он описывал классический фэнтези-мир и был весьма серьезен и RPG-подобен (то есть, основывался на традиции настольных ролевых игр).

Значительные фэнтези 1992 года - это полнометражный и очень красивый "Ветреный континент", а также "Священная Риг-Веда", основанная на индийской мифологии, по мотивам манги группы "CLAMP". Кстати, это первая аниме-экранизация их работ.

1993 год принес новую струю в аниме-фэнтези. Вышел OAV-сериал "Полудракон" по мотивам манги Миты Рюсукэ. Это принципиально не серьезный, детский, комедийный фэнтези-сериал, основанный на пародийном сочетании фэнтези и современности.

В дальнейшем фэнтези-аниме разивалось очень динамично, сочетая традиции всех мифологий и, иногда, мир современной Японии.

Кавайи

Стиль "кавайи" это характерный стиль "унисекс" - направления, основным зрителем которого все равно, впрочем, были парни. Тем не менее, их основными персонажами стали необычные, очень красивые и странные девушки, наделенные сверхспособностями, но не всегда умело их применяющие. При этом парни в этих сериалах и фильмах обычно были скромны и слабохарактерны (чем, впрочем, этих девушек и привлекали).

Один из первых сериалов этого периода в этом стиле - это ТВ-сериал "Надя c загадочного моря" (1990) студии "Gainax" и режиссера Анно Хидэаки. В общем-то, он скорее нечто переходное, сочетающее элементы ретро-приключенческой фантастики и комедию, однако переход внимания с мужских на женских персонажей проявился уже в названии. Сериал частично основан на "Лапуте" Миядзаки и "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна.

Самый значительный OAV-сериал этого жанра - это, конечно же, "Тэнти - лишний! " (1992-1994) студии "AIC". Здесь "необычных девушек" стало много, а парень остался один. Правда, в общем случае Тэнти - куда более достойная личность, чем многие аналогичные парни-персонажи.

Видео и Киберпанк

В мире OAV(видео аниме) вторая половина 1980-х - эпоха господства стиля "киберпанк" - антиутопических повествований о мире будущего, в котором правит искусственный разум компьютеров. Также постапокалиптику относят к одному из видов киберпанка.

Популярность этому жанру в 1987 году создали два видеофильма - "Черная Магия М66", по мотивам первой манги Сиро Масамунэ и первая серия сериала "Кризис каждый день" (1987-1991) режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Этот восьмисерийный OAV-сериал, несмотря на огромное количество проблем, возникших при его создании, стал считаться подлинной классикой киберпанка, соединив при этом собственно киберпанк и жанр "сентай". В нем четыре очень разных по характеру и судьбе девушки, используя силовую броню, сражались с "выходящими из себя" бумерами - разумными роботами, чья сила и мощь намного превосходила человеческую, и поэтому они, как рабы, использовались в наиболее опасных видах работ (в основном - за пределами Земли). При этом полное уничтожение или отказ от использования бумеров невозможен - человечество не может без них обойтись. И поэтому сражение главных героинь с безумными бумерами не может по определению закончиться победой. Совершенно особой частью сериала стал его саундтрек. Исполнительницы главных ролей даже организовали музыкальную группу и провели несколько очень успешных концертов, исполняя песни из сериала. Потом такая практика стала повсеместной.

Мистика и история

На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.

1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" (1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарных Правителей Мира. В том же году снят OAV "Судья Тьмы" (1991) о таинственном Судье, судящем по законам Ада нарушителей закона людей.

В 1994 году выходит OAV "Рубка" , сделанный под руководством Мацумото Лэйдзи на студии "Madhouse" и являющийся экранизацией его манга-рассказов, посвященных японским пилотам времен Второй мировой.

манга аниме комикс жанр

Символизм и семиотика в манга

Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннего времени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное оно пытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом, мы как читатели можем переживать события, происходящие в манге наяву, следить за ними, видя все подробности как бы собственными глазами.

Манга рассказывает события последовательно не пропуская ничего, чтобы могло расширить горизонты повествования в этом смысле она ближе к художественной литературе (японской литературе в частности), чем например к американскому комиксу. Именно такое отношение к отображению жизни стало причиной становления манги черно-белой и такой толстой. Об остальном можно сказать следующее – в манге возможно все.

Техника создания манга близка японскому кинематографу — те же принципы символизма, те же приемы раскадровки, монтажа. Если американский художник тщательно прорабатывает все детали картинки, то для автора манга достаточно только намека. Вопросительно приподнятая бровь героя говорит японскому читателю больше, чем многословное пояснение в американском комиксе. Как и японская поэзия, искусство манга тяготеет к ценностям невысказанного. Время действия они обозначают, например, рисуя за спинами героев восходящее или заходящее солнце, место действия — фоном, на котором происходят события, настроение — рисунком сломанной ветки, падающего листа, слезы, катящейся по щеке. Поэтому японский читатель не рассматривает каждую картинку, вчитываясь в слова диалога. Он скользит взглядом по странице, воспринимая ее как единое целое, проглатывает историю как порцию горячей лапши — не разжевывая.