Смекни!
smekni.com

Керамика Крыма. Питьевой набор (стр. 3 из 8)

В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики. Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).

Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.

Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.

Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, как писал в 1952 г.П.Н. Шульц, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины (рис.24).

Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.

На сегодняшний день судить о крымскотатарском керамическом искусстве прошлого мы можем лишь по несколькими сохранившимся в музеях и частных коллекциях образцам, а для профессионального освещения темы вынуждены обратиться к результатам археологических исследований.

Еще с древних времен керамика играла большую роль в жизни людей, населявших Крымский полуостров. Возникнув как отрасль утилитарного значения, она постепенно приобретала и эстетическое. Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов; декоративная керамика, в частности, изразцы - из простого выразительного средства архитектуры вырастала в монументальное искусство.

В 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древних крымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которой руководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв. (в Капсихоре, н с. Морское).А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печей VIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке, крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М.А. Фронджуло в 1961-1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонах холмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества.

На примере печи, обнаруженной в Чобан-Куле можно восстановить облик и конструкцию крымских гончарных печей. Печь имела один топочный продольный канал, шириной в 1,15 м, длину канала установить не удалось. Под топкой у западной стенки прослеживается натяжение в 2 м, около южной стенки оно сохранилось в высоту 0,80 м. Из топки жар поступал по боковым каналам в обжигательную камеру. Сохранившаяся длина канала в 1 м начинается на высоте 0,40 м от пода топки и поднимается под углом в 40°. Ширина канала (0,30-0,35 м) на западном конце канала сужается (0,20 м). Печь сооружена из сырцового кирпича (0,50-0,20 м при толщине 12-15 см). При зачистке пода топки в слое золы и обожженной глины были найдены обломки гладкостенных круглодонных амфор VIII-IX вв. В яме находилось более 100 бракованных амфор. Среди остальной керамики, обнаруженной в той же яме, можно отметить несколько фрагментов раннесредневековых, плоских и коньковых черепиц обломки венчиков, стенок и ножек небольших и относительно крупных пифосов. Найден фрагмент ручной фляги с горлом и ручками, обломок боковой (выпуклой) части фляги, украшенной по краю дужками или гирляндами, написанными красной краской. Обнаружены венчик довольно большого кувшина с обломком плоской ручки с пальцевым вдавлением и обломки нижних частей плоскодонных красноглиняных сосудов (229, с.137).

Якобсон пишет, что из ремесленных центров, таких как Чобан-Кулле, амфоры вывозили не только в прибрежные селения, но и далеко за пределы Крыма: они распространялись среди тюркских племен, родственных крымским татарам. (А.Я. Якобсон. Средневековые гончарные печи в районе Судака. КСИИМК, вып.60, 1955, с.1-8).

Разнообразная расписная керамика, обнаруженная при раскопках гончарной печи в Канакской балке, дает возможность поставить вопрос о вывозе продукции крымских гончаров в различные районы юго-восточной Европы (на Дон и Северный Кавказ), где также в погребениях обнаружена аналогичная керамика (229, с.141).

Массовое производство амфор VIII-IX вв. было связано с расцветом средневекового виноградарства и виноделия в юго-восточном Крыму. Надо полагать, что амфоры в это время, как и в античную эпоху, использовались, в основном, как тара для вина и в качестве таковой расходились, вместе с товаром, по морским и речным путям.

В XIV-XV вв. на полуострове развивается производство местной посуды, сохраняющей приверженность византийской традиции, хотя все более ощутимым становится соприкосновение с декоративным искусством Востока.

Одним из центров керамического производства Крыма этого времени был и Алустон (н. Алушта). Здесь в 1992 году при раскопках генуэзской башни Орта-Кулле (Средняя Башня) среди большого количества фрагментов керамики обнаружено два блюда, представляющих собой высокохудожественные произведения, отмеченные сложностью и изысканностью рисунка, насыщенные деталями. В целом, это изделия, носящие парадный характер. Оба блюда красноглиняные, на кольцевом поддоне, с полихромной поливой по белому ангобу. Преобладающий колорит найденных фрагментов и изделий - желтый, коричневый. Эти цвета будут характерными впоследствии и для крымскотатарской керамики.

Среди керамики, обнаруженной при раскопках Алустона, часто встречаются изделия с изображением птиц и животных. (223, с.7). Аналогичные рисунки с птичьими фигурами можно встретить на керамике из г. Изник (б. Никея, Турция). Это раннеосманская керамика имеет название "Милетские изделия" (Ф. Зарре. Керамика исламских времен из Милета. Исламский Милет, Берлин 1935, т.3, с.69). Птицы на этих изделиях изображены в полете, сидящими в гнезде, среди виноградных гроздьев, сидящими друг против друга. Этот стиль полностью отличается от изображений птичьих фигур на византийской керамике XIII и XIV вв. Крымская керамика отличается от византийской и по цвету (Д. Талбот Раис. Византийская керамика. Оксфорд, 1930, с.88). Кстати, на вышивках крымско-татарских мастеров XVIII-XIX вв., привезенных экспедицией РКМИ из До-бруджи, также в большом количестве изображены птицы. Изображения птиц встречаются также в крымскотатарской торевтике (в фондах РКМИ хранятся гугумы, на поверхности которых выгравированы силуэты птиц и рыб).

Символом бессмертия и воскресения считался павлин, это был излюбленный персонаж в средневековом искусстве как Византии, так и Ближнего Востока. Блюда с изображением павлина из Херсонеса (Сары-Кермен) образуют узколокальную группу художественной керамики. На всех блюдах птицы-павлины обращены влево, у них узкое и короткое туловище с сильно выступающим брюшком, голова на короткой шее с челкой (почетным знаком), очень развито нижнее оперение (декорировано большей частью полосами или плетенкой); верхнее оперение в виде трех S-образно изогнутых лент с завитками на конце, как у хвоста барсов. Расцветка всех частей изображения основана на чередовании зеленого и коричневого. (237, с.135).

Следует также отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.