Смекни!
smekni.com

Керамика Крыма. Питьевой набор (стр. 6 из 8)

- Кувшин для воды и вина - низкий, широкий, округлый.

- Кувшин для пива - удлиненной формы с крышкой.

- Разливочный кувшин для выдержанных вин - вытянутой формы, дно округлое, шире горлышка (для отделения винного осадка), с крышкой.

- Кувшин для меда - стеклянный, с металлическим порционным распределителем и задвижкой сверху.

Нарядные кувшины и графины для напитков просто необходимы для праздничной сервировки.

Кувшины предназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкое горло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая. Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков - до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.

Бокалы

Стаканы и бокалы:

Для различных напитков обычно используется стеклянная посуда. Конечно, графины, бокалы, фужеры могут быть сделаны из других материалов - керамики, металла и т.д. Но, как правило, для определенных напитков используют емкости определенной формы, вне зависимости от материала, из которого они сделаны.

Бокалы и рюмки могут быть яблокообразной, тюльпанообразной, прямой и развернутой формы. Яблоко - и тюльпанообразные формы бокалов позволяют раскрыть аромат вина или коньяка во всей полноте. В таких бокалах подают густые, выдержанные вина. Прямые и развернутые формы больше подходят для игристых и молодых вин, букет которых менее выражен. Форма и размер ножки бокала также не случайны. Высокая прямая ножка у бокалов, предназначенных для напитков, которые пьют теплыми. Для охлажденных напитков и вин предназначены бокалы с укороченной ножкой. Иногда ножка имеет булавообразную форму с утолщением - для того, чтобы тепло пальцев не передавалось бокалу и вино не грелось.

Слово "бокал" в переводе с французского означает "банка". Эта посуда появилась во Франции в XVIII веке. Бокалы использовались для различных вин. Теперь бокалом называют сосуд емкостью 125-150 мл удлиненной цилиндрической, грушевидной формы, или в виде вазочки для игристых вин. У бокала низкая, широкая ножка. Фужер, в отличие от бокала, имеет емкость 200-250 мл и используется для фруктовой или минеральной воды. Это цилиндрический или сужающийся кверху сосуд без ножки. Стакан похож на фужер формой и назначением. Из него пьют пиво и холодные напитки (воды, чай).

Рюмки могут быть чашеобразной или вытянутой формы, с длинными и короткими ножками. Емкость рюмки, как правило, небольшая: от 25 мл (ликерные) до 100 мл (рейнвейные и лафитные). Из рюмок пьют ликеры, водку, коньяк, вина и т.д. Вообще, чем крепче напиток, тем меньше предназначенная для него рюмка.

Полный набор посуды для напитков имеет восемь основных предметов:

- фужер для воды (пива) емкостью 200-250 мл;

- удлиненный бокал цилиндрической или конической формы (иногда в виде вазочки) для шампанского, шипучих и игристых вин емкостью 125 мл;

- бокалы или рюмки для красного вина ("лафитные") емкостью 125 мл;

- бокалы или рюмки для белого вина емкостью 100 мл;

- рюмка или бокал для десертных вин ("мадерные") емкостью 75 мл;

- рюмка для водки и горьких настоек емкостью 50 мл;

- рюмка для ликеров и коньяка емкостью 25-35 мл;

- "лимонадный" стакан для соков, лимонада, морса емкостью 200-250 мл, прямой или несколько расширяющийся кверху.

По отношению к сервировочной тарелке бокалы для напитков расставляются справа и вверху. Порядок их расстановки таков: дальним стоит тот бокал, который будет использован первым. Если коньяк и ликер предусмотрены к кофе, то рюмки сервируют вместе с кофейной посудой. Не рекомендуется ставить бутылки с коньяком или ликером на чайный или кофейный стол: напитки подают налитыми в рюмки.

Для вина подают специальные бокалы:

Они должны отвечать следующим требованиям:

- быть из простого (не цветного) и неграненого стекла или хрусталя, чтобы цвет и чистота вина были хорошо видны;

- у винного бокала должна быть обязательно высокая ножка;

- бокал должен сужаться кверху, чтобы аромат как бы концентрировался в небольшом пространстве над поверхностью вина; допускаются также бокалы с прямыми стенками.

Терпкие вина подают в высоких и округлых бокалах, а легкие - в бокалах, сужающихся кверху. Для красных вин, имеющих богатый насыщенный цвет, необходимы глубокие и широкие бокалы. Чаши этих бокалов самые широкие и высокие, обычно яблокообразной формы, ножка прямая и высокая. Бокал не наполняют вином полностью, иначе потеряется его вкусовой букет. Вино наливают в бокал на две трети, одну треть будет занимать воздух. Существуют специальные бокалы для особых вин - для бордо, бургундского и т.д. Кувшины предназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкое горло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая. Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков - до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.

2.2 Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный"

Каждое изделие обладает своей спецификой, ставит свои задачи, раскрывает свой неповторимый замысел. В данной работе использовались основные формы - во всех сосудах подчеркивается форма яйца, которые на мой взгляд символизирует Пасху, как бы показывает начало бытия. Этот праздник несет в себе не только религиозное значение, он глубоко уходит в корни, когда еще не было христианства и люди покланялись духам (язычество).

В наше не легкое время когда люди уже не так верят в Бога, не интересуются историей и живут в основном в материальном мире глубоко уходят в быт забывая о духовности. Моя основная задача заключалась в том, что через форму сосудов передать нашу историю и культуру. Каждый кувшин индивидуален. Винный сосуд грациозный, тонкий, взвивающийся вверх, как виноградная лоза стремящееся к солнцу (свету). Издавна считалось, что вино - это напиток Богов, но в этот светлый праздник оно символизирует кровь Господню. Молочный - более приземистый, статичный, не высокий. Он символизирует начало, рождение. Кувшин для воды - символизирует жизнь. Это настолько разные, в то же время неповторимые сосуды, которые объединяет форма яйца. Символ Возрождения.

Мы все исповедуем разную религию, но верим в одного Бога. И нас объединяет вера. Вера в светлое будущее, в котором не будет войн, катаклизм, междоусобиц и катастроф. Ведь не зная прошлого, мы никогда не познаем будущего.

Актуальность этой темы заключается в том, что она вечна и будет интересна всегда и всем. Как человек познает мир, так и мир познает человека. В наше время она напоминает о единстве всех религий и культур, рождение и воскрешение.

2.3 Работа в материале

Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу.

Шликер - это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки

Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема глиняного (шликерного) литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму.

К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представите себе назначение разрабатываемого изделия, ведь форма, пропорции, величина и декоративная отделка находятся в тесной связи с ним. Но учтите, каким бы удачным ни был эскиз, при. изготовлении по нему объемной вещи почти всегда возникает необходимость внести какие-то поправки. Таким образом, непосредственная работа над объемной моделью может подсказать художнику такие решения, которые не всегда можно предугадать в эскизе. На производстве иногда существует разделение труда, когда эскиз выполняет художник, а модель вытачивает мастер-модельщик. Чтобы творческий процесс не прерывался, художник должен уметь сам вытачивать или вырезать модели. Модель можно выполнять из дерева или гипса. Из дерева модели точат на токарном станке или изготавливают столярными и резчицкими инструментами. Выточенные и вырезанные детали соединяют в единое целое с помощью гвоздей, шурупов и водостойкого клея, например БФ-2 или эпоксидной смолы. Готовую модель несколько раз пропитывают горячей олифой и просушивают. Модели из гипса вытачивают на специальном точильном станке, который представляет собой, по сути дела, гончарный круг, по правую и левую стороны которого расположены ступенчатые подпорки (рис.33.1а). Во время точения на ступеньки укладывают деревянную рейку-правилку (33.16). Правилка служит опорой резца при вытачивании модели. Если к гончарному кругу подсоединить электромотор, то его вполне можно использовать в качестве точильного станка. На верхний диск набивают несколько реек и по периметру привязывают бечевками опалубку из водостойкого картона, пропитанного олифой или парафином (33.1 в). В опалубку заливают гипс (33.1г). Таким образом, на диске после затвердения гипса и снятия опалубки образуется массивная цилиндрическая болванка - головка точильного станка (33.1д). Головка располагается с таким расчетом, чтобы во время работы вращающаяся модель находилась примерно на уровне глаз точильщика.