Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции (стр. 2 из 6)

Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта. Ранняя цивилизация на Крите существовала в III–II тысячелетиях до н.э. (города Кносс, Фест, Гурния, Маллия, Като-Закро).

Политика. Критская культура основывалась на развитой по-своему цивилизации. Правил Критом царь – правитель и верховный жрец одновременно. Земля являлась собственностью государства. Существовало патриархальное рабство. Главным занятием было земледелие, но развивались и ремесла. Особую роль играла морская торговля. Критяне славились судостроением и мореходством. Они знали секреты каменного зодчества, создали свою письменность и декоративное искусство.

Религия. Значительную роль в культуре Крита играла религия, однако специальных храмов здесь не сооружалось и касты жрецов не существовало. На первом плане выступали женские божества (с которыми, по-видимому, связаны статуэтки «богинь со змеями»); в них некоторые ученые видят прототипы греческих богинь. Центральное место занимала Богиня-мать, которую представляла супруга царя. Изображения ритуальных боев с быками свидетельствуют о реминисценциях тотемизма. Священные ристалища устраивались, к примеру, в честь Минотавра (фантастического чудовища с головой быка и телом человека). Бык в критской культуре также являлся символом, условным обозначением царя (ежегодно «умирающего» и «возрождающегося »).

Искусство. Критяне испытывали огромный интерес к зрелищам, увлекались музыкой, танцами, спортом. Задолго до греков они изобрели театральную сцену, окруженную рядами сидений.

Искусство Крита хотя и имеет некоторое сходство с египетским (тематические мотивы, отдельные художественные приемы в скульптуре и живописи), но по существу своему резко от него отличается. Критскому искусству свойственны декоративность, динамизм, эмоциональная насыщенность образов, чувственность, выразительность, интерес к миру во всей его целостности и животворности. Для архитектурных построек характерны многоуровневая хаотичная композиция дворцовых комплексов, интерес к внутреннему пространству, световым эффектам, яркая раскраска помещений (Кносский дворец). Критские художники были большими мастерами росписи, изобретателями фресковой живописи.

На фресках, украшавших наиболее важные дворцовые помещения, изображались сцены придворной жизни, религиозные обряды, состязания, обожествляемые явления естественной природы, звери, птицы, растения. Фигурам людей, особенно мужским, придавалась некоторая условность, вероятно, с оглядкой на египетский канон («Царь-жрец» из Кносского дворца, XVI в. до н.э.). От египетской живописи критскую отличали динамичная композиция, яркость цвета, декоративная красочность фигур и фона. Фрески были проникнуты жизнеутверждающим пафосом, рассчитаны на чувственное любование. Женские фигуры изображались более реалистично, чем мужские.

Скульптура у критян не играла столь фундаментальной роли, как у греков. Предпочтение отдавалось рельефам и мелкой пластике. Изображениям были свойственны подвижность, эмоциональное напряжение, преобладание извилистых линий. Критские скульпторы не стремились к соблюдению пропорций.

В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен землетрясением и критян покорили пришедшие с материка воинственные греки-ахейцы. После этого центр культуры переместился на юг Балканского полуострова – в Микены, Тиринф, Пилос. В микенской культуре заметны предпочтения воинской доблести и физической силы, что нашло выражение в суровом, подчиненном целям обороны стиле архитектуры, в многочисленных фресковых сценах войны и охоты.

В отличие от критских, дворцы ахейских властителей имели четкую систему расположения комнат и залов, причем ориентация по сторонам света не соблюдалась. Центральное место отводилось мегарону – большому прямоугольному вытянутому залу с отверстием в кровле и очагом посередине. Здания были в основном двухуровневые. Как и на Крите, залы имели различное назначение, их стены украшали фрески, отличающиеся от критских схематичностью и стилизованностью образов.

Для микенских скульптурных изображений характерны статичность позы, подчеркивание анатомической структуры тела, чеканная проработка формы и деталей головы. Наряду с мелкой пластикой изредка встречается монументальная скульптура. Едва ли не единственным сохранившимся ее образцом являются «Львиные ворота» – плита с изображением львов, опирающихся передними лапами на колонну и сторожащих вход в город. Она размещалась рядом с вратами микенской крепости.

В последний период существования микенской цивилизации на территории Балканского полуострова велись обширные военные действия. Вначале ахейские племена разрушили Трою, а в скором времени (около 1100 г. до н.э.) племена дорийцев покорили Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос, Родос и др. Однако, несмотря на произведенные ими разрушения, культурное наследие Эгейского мира впоследствии существенно повлияло на развитие культуры Древней Греции.

1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)

В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Средиземноморья совершалось «великое переселение народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления собственно греческой культуры и цивилизации. Это был период трансформации раннего рабовладельческого государства. Власть все больше сосредоточивалась в руках аристократии, росло имущественное неравенство. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная. Сельские общины для более эффективного противостояния врагам образовывали первые полисы. Развертывалось противоборство аристократических родов и царской власти.

В VIII в. до н.э. греки впервые в мире создали полноценное фонетическое письмо, преобразовав отдельные финикийские знаки в гласные буквы. В гомеровской Греции, однако, письменность еще не получила широкого распространения. И, несмотря на то что в дальнейшем грамоте обучались практически все граждане полиса, все же ранняя греческая культура оставалась культурой устного, а не письменного слова. У греков не было трепетного отношения к букве, тексту в отличие от восточных культур, где письменное слово наделялось магическими свойствами. Зато высоко ценилось ораторское искусство.

В гомеровской Греции особую популярность приобрели спортивные состязания в честь богов. Эти зрелища организовывались для свободных граждан. Среди выступавших были только свободные люди, но представители сильного пола. Первыми и наиболее знаменитыми стали Олимпийские игры в честь Зевса (с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э.).

В этот период начала формироваться греческая олимпийская мифология и религия, пришедшая на смену доолимпийским богам (Гея, Уран) и титанам. Зарождались основные религиозные центры Древней Греции – святилища в Олимпии и Дельфах. Для греческой религии был характерен политеизм. Главой пантеона олимпийских богов считался повелитель неба Зевс. Существовала четкая градация богов, наделявшихся определенными возвеличенными функциями.

Наиболее стройную картину происхождения, иерархии и специализации богов дает в своей «Теогонии» Гесиод. Согласно его представлениям, мир возник из Хаоса, порождением которого стали Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Эреб (мрак), Никта (ночь). От Геи произошли Уран (небо) и Понт (море). Затем Уран и Гея дали жизнь великанам – титанам, одноглазым циклопам, а также трем сторуким и пятидесятиголовым гакатонфейрам, которые позже помогли олимпийцам одержать победу над титанами. Титан Кронос лишил Урана власти и женился на своей сестре Рее. Одним из их детей стал Зевс, которого Рея спасла от пожиравшего своих чад Кроноса, подложив в пеленки вместо сына камень. Выросший Зевс сверг своего отца и титанов, освободил всех братьев и сестер и воцарился на Олимпе, разделив господство над миром с братьями. Посейдон стал править морем, Аиду достался подземный мир. За собой Зевс оставил небо и стал управлять громом, молнией и другими небесными явлениями. Его власти подчинялась смена времен года. Он предвещал судьбу и решал проблемы добра и зла. У Зевса было много детей от разных богинь, но главной женой считалась его сестра Гера (она олицетворяла землю, которая кормит людей). Дети Зевса составили первое поколение олимпийских богов. Среди них: богиня мудрости Афина-, бог войны Арес; богиня юности Геба; бог огня и кузнечного дела Гефест; охранитель людей, солнечный бог Аполлон, вносящий гармонию в мир; владычица зверей, покровительница охоты, а позже лунная богиня Артемида; богиня земного плодородия Де- метра; бог скотоводства и торговли Гермес; богиня любви и красоты Афродита. Его женами были не только богини, но и смертные женщины, подарившие миру героев – Геракла, Елену, Полидевка, Персея, Миноса. Зевс считался отцом всех богов и людей.

Отличительной чертой греческой религии стал антропоморфизм. Греческие боги были не только внешне похожи на людей, они и вели себя, как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили козни, страдали и веселились. С точки зрения греков, между миром богов и людей не существовало непреодолимой границы. Греки чтили богов, но не унижали свое достоинство перед обитателями Олимпа и обращались с ними «по свойски».

Мифология греков причудливо отразила их универсальные представления о мире, законах жизни, общества и природы. В ней, как и в искусстве, утверждался следующий принцип: мерой всех явлений должен быть человек с его разумом, подчиняющим себе чувства. Неслучайна особая популярность возвеличенных героев и героических мифов в греческом обществе. Героическое вообще становится важной ценностью, формируя поведение человека под углом зрения высших гражданских идеалов.

Особое значение в культуре этого периода играл эпос – древнейший род литературы, повествующий о событиях прошлого. В VIII в. до н.э. великий греческий поэт Гомер создал первые известные нам литературные произведения Древней Греции «Илиаду» и «Одиссею». Реализм в изображении эпохальных событий и точность деталей еще соседствуют в них с легендами и мифами, которые, однако, начали перерабатываться в художественных формах.