Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции (стр. 3 из 6)

Гомер создал идеал человека своего времени – смелого, мужественного, физически совершенного, благородного, подчиняющего свою наполненную подвигами жизнь требованиям разума и одновременно обладающего практической сметкой, умного и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную роль в культуре Древней Греции. Они выполняли важную воспитательную функцию и служили грекам своеобразным сводом исторических знаний о легендарных событиях прошлого. Гомер оказал большое влияние на формирование единого интердиалектного греческого языка, который позже использовался всеми греческими эпическими поэтами. «Илиада» и «Одиссея» заложили основы античной литературы. Гомеровский эпос повлиял на становление героических жанров европейской литературы.

Нашествие дорийцев затормозило развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры, которые начинали путь своего становления как бы заново, с примитивных форм. Однако к концу гомеровского периода и здесь наметился явный прогресс. Самое важное нововведение того времени – храмы, которые не получили распространения в крито-микенской архитектуре.

В IX–VIII вв. до н.э. происходило совершенствование искусства керамики и вазописи, в котором преобладал геометрический стиль. Сосуды расписывались полосками геометрического орнамента, редкие изображения человека были также чрезвычайно схематичны, подобны геометрическим фигурам. Это искусство полностью соответствовало архитектоническому стилю, характеризующемуся простотой конструкции.

Таким образом, гомеровская Греция стала временем зарождения самобытных основ древнегреческой культуры (полисы, литература и письменность, олимпийская религия, интерес к состязаниям, храмовая архитектура), получивших дальнейшее развитие в культуре периода архаики.

1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)

Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки знакомились с достижениями других народов и творчески перерабатывали их. Все это способствовало стремительному подъему их культуры.

Развитие земледелия, торговли, ремесел требовало все более активного использования труда рабов. Рабы становились самым доходным товаром. Огромное значение для экономики имело формирование системы денежного обращения (конец VIII в. до н.э.). Деньги стимулировали накопление доходов для последующих вложений в развитие ремесел, судоходства, в строительство общественных сооружений.

В период архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании – единоличной формы правления, при которой властитель защищал в известной мере интересы мелких и средних земледельцев, ремесленников и торговцев и формально допускал некоторые выборные должности. Произвол аристократии ограничивала и зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Выдающимися реформаторами права того времени были Солон и Клисфен, которые заложили основы демократического законодательства и институций выборного правления.

Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла консолидирующую роль в обществе. Важное значение при этом имел культ Аполлона в Дельфах. Влияние дельфийской сакральной коллегии в греческом обществе было чрезвычайно велико, но носило чисто культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, одновременно осуществляя религиозное просвещение граждан. Большую роль в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.

Дионисии справлялись 4 раза в год. В эти дни устраивались торжественные веселые шествия с песнопениями в честь бога виноделия Диониса, жертвоприношения, шуточные игры, представления, пиры, проводились соревнования драматургов. Будучи антиподом аполлоническому идеалу гармонии и спокойной величавости, Дионисии вводили человека в область «божественного безумия», где уже не действовали законы привычного мира и наблюдалась невоздержанность во всем (в винопитии, эротике, танцах и т.п.). Однако культ Диониса заключался отнюдь не в поощрении разнузданности, а в предупреждении тенденции к застыванию и окостенению аполлонических форм, которые, по представлению Фр. Ницше, должны были как бы «взрываться» народной творческой энергией.

Элевсинские мистерии, связанные с культом Деметры, сначала были древним аграрным праздником осеннего умирания и весеннего воскресения растений. Но в архаической Греции этот культ осмысливался и как проблема смерти и воскресения человека в круговороте живого. Во время таинств посвящения люди переживали мистическое проникновение в иной – полный чувственных стихий, рационально не освоенный мир.

Философия и протонаука. Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества, своего рода образованного братства. В VI в. до н.э. начала складываться и греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).

Литература. Большое место в греческой культуре периода архаики играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь то богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VII–VI вв. до н.э. были Архилох, Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо).

Архитектура. В период архаики шло становление архитектуры. Складывался тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром которого стал акрополь. Здесь строились здания различного предназначения и размещалась агора – торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них часто хранились казна и художественные ценности. Внутри храма воздвигалась статуя божества. Верующие молились и совершали обряды около храма. Торжественные процессии проходили мимо его открытых ворот. Греческая архитектура не угнетала личность своими размерами. В период архаики распространился основной, господствовавший в то время тип культовых сооружений – периптер (прямоугольное сооружение с одним рядом колонн по периметру здания), а затем – диптер (храм с двумя рядами колонн). Крыши храмов были двускатными, покрытыми черепицей.

Искусство. В скульптуре и живописи в период архаики шел активный поиск выразительной формы, способной воплотить возвышенный эстетический идеал гармоничного гражданина. Особенно красноречиво это стремление выразилось в скульптуре аргосской школы, которую ярко представлял Полимед.

Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кор. Лица скульптур не индивидуализировались («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. В VI в. до н.э. появляются рельефные украшения храмов. Сюжетами для создаваемых композиций служили традиционные художественно переработанные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл цвет. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.

В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – исполнение рисунка черным лаком по красной глине, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – роспись керамики, при которой изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Переход ко второму стилю сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерской Евфрония).

Таким образом, в период архаики сложились каноны греческой религии, ярко заявили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития философии и науки.

1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)

древнегреческий культура искусство архитектура

Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. Фактически он начался уже в конце VI в.