Смекни!
smekni.com

Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина (стр. 2 из 3)

В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуется поиски автора в темпераментности, большей пастозности мазки, в звучности и контраста и цвета воплотить жизнеутверждающий, мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди готовых работ — пейзаж с всадником «Кудюр - Тепкен».

Одной из любимых тем в творчестве Г. И. Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная к эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целомряде прекрасных полотен. В Туве Г. И, Гуркин неоднократно пишет Енисей. Дальний берег горист, но горы иные, чем в пейзажах Алтая, — пологие, коричневатые.

В творчестве Г. И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983г. коллекцию произведений Г. И. Гуркина в музее пополнил «Портрет П. Н. Губанова», привезенный из Кызыла.

Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из творчества Г. И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом — сохранность. И эта беда графики не только Г. И. Гуркина, по и огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности в первые послереволюционные годы.

Характерно, что эскизы 1920 — 1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души, настроения художника.

Эскиз 1921 г, апрель. Назвал его автор «Картина страдания. Томление духа». Ею замысел — борьба света и тени. Рисунок выполнен о-1ень приблизительно, вероятно, иго первое обращение к тепе. Ее ясно видит художник, душа полна страдания. «Черные цветы стоят прямо - гордо! Розовые — белые поникли!». Не хватало сил отработать эскиз окончательно, до деталей, что обычно присуще художнику. Чувство осталось и словах, поспешно записанных на полях: «Сегодня, 4 апреля, я болен! болен душевно. Нет сил, нет энергии, мучаюсь Томление духа!.. Что такое далеко? Что случилось? Что чувствует сердце?..»

В рисунках 1921 — 1922 гг. появляется тема, названная Г. И. Гуркиным «Свободный Алтай». Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветание народа,

Лучи солнца, спет новой жизни, светильники в руках у алтайки учительницы ассоциируются в сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещении, знания.

Вот рисунок тушью 1922 г, «Свободный Алтай», На фоне гор — прекрасный "Дворец науки и искусства*, перед ним фонтан (Аржан Кутук) источник сил, здоровья, мудрости Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигура богатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума.

Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчества или школа.

В 1927г. в ноябре уже в Улале художник работает над эскизом плаката &Что нужно Автономной Ойротии!» На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: «Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание! Все силы, нее средству только на это!»

Неоднократно художник использует еще один мотив для символического воплощения изменений на Родине — Тан-Чолпон, восходящая Утренняя Звезда.

На одном из рисунков сделана надпись: «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай». Тоскует, стремится в милые сердцу места немолодой уже художник. Когда, возвращение стало реальным и была удовлетворена просьба художника, в работах появились воодушевление и надежда.

Следующий, после возвращения, 1926г. был годом творческого подъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г. И. Гуркипа. В 1925г. в редакции газеты "Советская Сибирь» в г. Новосибирске состоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.

В 1925г, появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки — эскизы общественных зданий, Это проекты школ, музея и целого художественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.

Остро понимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа, ту реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю, являлась инициатором создания художественной школы и картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 г. состоялось заседание президиума Ойротского исполнительного комитета по «заявлению художника Чорос-Гуркина об организации картинной галереи». Заседание постановило: организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решений была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду с ликвидные» неграмотности это должно было стать одной из главных задач культурной революции в стране.

Апрель 1926г. был знаменательным в жизни Г, И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве 15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка, организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока.Наряду с Г. И. Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники. В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописца Сибири, нашего земляка. и этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыре работы Гуркина представляли на ней Алтай. Именно о них писал в статье о выставке знаток и строгий ценитель искусства нарком просвещения А. В. Луначарский, что замечательные но тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос - Гуркина. Двойная подпись с указанием на род — «Чорос», утверждающая принадлежность к своему народу, появлялась на картинах и рисунках художника в послереволюционное время. Это было проявлением не только национальной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправных народов.

1926г. для Г. И. Гуркина был не только годом успешного участия в двух выставках в Москве, он стал еще и годом путешествия к Белухе, Целый ряд работ имеет в подписи дату — 1926 год, июль. Это действительно драгоценные живописные жемчужины — "Горное озеро, Вечер», «Горное озеро», «Курайские белки», «Охотник».

Интересной и не публиковавшейся ранее частью наследия Г. И. Гуркина являются цветные литографии, сделанные по его эскизам. Это прекрасная печатная графика на различные темы жизни Алтая в советское время. Главная цель этих красочных листов — пропаганда новой социалистической, действительности. Почти все они построены на противопоставлении прошлого настоящему.

В литографии Социалистического кооператива слева надпись — «Торговля К. Пузанова». Перед купцом стоит растерянный алтаец: так мало он получил ткани в обмен на пуды орехов. Справа — в кооперативе — изобилие товаров и довольные покупатели.

Важнейшие темы жизни Алтая стали темами этих литографий, игравших роль плаката и решенный, наглядным, доступным языком. «Какой должна быть Юрта ойрота», «Чистота — залог здоровья, Медицинское обслуживание алтайским детям», Матъ и дитя, «Социалистическое хозяйство». «О городничество» — на эти темы сохранились эскизы карандашные, акварельные в литографии. Они выпускались для национальных меньшинств в Москве в Издательстве Ассоциации Художников Революции, и, как свидетельствует надпись на одном из листов, печатались в Первой типолитографии Центриздата народов СССР. На одной из очень светлых по настроению нарядных литографий «Огородничество» напечатана подпись: «Онос» Чорос-Гуркин. 1928г

Здоровое, жизнерадостное настроение художник создает цветом, богатство, которого, сложность и тончайшие нюансы поразительны для печатной графики.

Судя но произведениям Г. И. Гуркина, которые хранится в музее плодотворными и многогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в его творчестве 30-е годы. Все многочисленные, в основном графические работы этого периода можно разделить на дне основные группы:

1) историческое и мифологическое прошлое Алтая;

2} партизанское движение на Алтае и новая социальная действительность.

В 20 — 30-е годы художник, и немало выполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры с пейзажным мотивом, однако главное направление его поисков — многофигурная хоровая композиция. В советское время к ней впервые обратился Г. И. Гуркин в Туве в рисунках на тему национального праздника «Улу-Наир». В 30-е годы он продолжает изучать ее возможности и эскизах на темы Колхозное собрание, «Читают газету», Комсомолка в юрте.

Целый ряд эскизов раскрывает тему кайчи — народного сказителя, исполнителя богатейшего наследия алтайских эпическиских сказаний. Образы сказаний, вчастности один из центральных героев — Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г. И. Гуркина.