Смекни!
smekni.com

Развитие знаний о живой природе в период эллинизма (стр. 2 из 3)

В бессмертной поэме «О природе вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускал возможность жизни на других, отдаленных от Земли мирах. Природа, по мысли Лукреция, никем не создана и управляется присущими ей самой законами.

Если усвоил ты это, должна пред тобою природа

Вечно свободной предстать, не подвластной властителям гордым,

Движимой волей своей, от богов независимой вовсе.

Мир материален, все тела природы состоят из атомов («первичных телец») и повержены изменениям. Следуя за Эпикуром, Лукреций особенно подчеркивал и развивал мысль о спонтанном отклонении атомов друг с другом, что в свою очередь являлось источником образования новых тел природы.

Их естественное, самопроизвольное возникновение Лукреций распространял и на живые существа, которые по его мнению. Зарождаются из земли под влиянием влаги и солнечного тепла.

Краской зеленой цветущие всюду луга заблистали.

Вслед же за этим назначено было различным деревьям

В воздух открытый расти, состязаясь усердно друг с другом.

Животные, согласно Эпикуру (учение которого развивал Лукреций), возникли из растений. В частности, он думал, что бабочки – это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившие способность летать по воздуху. Сходно с Демокритом и Эпикуром представлял себе Лукреций возникновение сначала бесчисленных уродливых, неприспособленных к жизни живых существ, и потому погибавших, а затем наряду с ними появление таких, которые могли нормально осуществлять необходимые для жизни функции – движение, питание, защиту от врагов и размножение.

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде.

Но понапрасну! Природа развитие им преградила,

Сил не хватало у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры.

Развитие организма Лукреций представлял себе как результат смешения мужского и женского «семени», причем это смешение обусловливает передачу потомству признаков, присущих отцу и матери.

Также случается часто, что дети походят на предков

Дальних и прадедов воспроизводят черты родовые

В силу того, что в родительском теле бывает порою

В виде сокрытом большое количество телец первичных,

Кои к отцу от отца переходят от первого предка.

Вот почему производит Венера различие в лицах

И придает иным голос, фигуру м волосы предков.

Лукреций представлял себе, будто первые люди появились из выросших на земле «маток».

Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,

Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору

От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи…

Психическую жизнь человека Лукреций объяснял материалистически. Душа человека, по его мнению, как и все в мире, состоит из мельчайших и наиболее подвижных «первичных телец», она неразрывно связана с телом и смертна, подобно последнему.

…Вместе с телом родится душа, как сказал я уже выше,

Вместе растет и под бременем старости вместе же гибнет.

Ощущения, по мысли Лукреция, являются следствием отделения от воспринимаемых чувствами тел «первичных телец», достигающих органов чувств. Приятными или, наоборот, неприятными для глаза, уха, органов обоняния и вкуса ощущениями являются те, которые порождаются в первом случае нежными и гладкими, а во втором случае – грубыми тельцами. Так, на уровне современных ему представлений Лукреций пытался установить закономерную связь между объективным миром вещей и субъективными восприятиями организма; пытался слить воедино оба эти мира, немыслимые раздельно, вне взаимозависимости .

Не удивительно, что человек с таким размахом мысли пользовался глубокой симпатией не только в кругах римской интеллигенции, но и в далеком потомстве.

3.2 Гай Плиний Старший

Гай Плиний Старший (23-79 н.э.) Был свидетелем жизни и правления нескольких императоров. Занимался общественной и административной работой. Во время извержения Везувия в 79 году, когда погибли Помпея и Геркуланум, Плиний возглавлял флот, направлявшийся для спасения жителей неаполитанского побережья. Вместе с командой он высадился на берег и погиб от ядовитых испарений вулкана.

Плиний Старший – автор 37 томной «Естественной истории» (Naturalishistoriae) – первой энциклопедии естествознания. Первый том энциклопедии включает в себя список книг, вошедших в сочинение Плиния, от Анаксимандра до Колумеллы.

Зоология охватывает VII-XI книги этого труда. Животные группируются по случайным признакам. Биологические сведения почти сплошь сводятся к описанию нравов и инстинктов различных животных. В IX книге упоминается об организмах, которые по мысли автора занимают промежуточное место между растениями и животными. 16 книг (XII-XXVII) уделяется ботанике описательной и прикладной в частности сельскохозяйственной и «медицинской». В этих томах описывается более 1000 растений, излагаемы материал, состоящий из практически нужных в житейском обиходе сведений. В книгах XXVIII-XXXII говорится о лечебных свойствах воды и различных животных и о болезнях (в том числе у самих животных), при которых применяются водолечение и различные лекарства животного происхождения.

Он первым рассматривал инстинкты как врожденные особенности животных, он пишет о борьбе за существование у деревьев, высказывает догадку о наличии пола у растений.

Хотя критическое чутье Плиния далеко уступало его трудолюбию и его сочинение было в сущности сборником занимательных и часто неправдоподобных рассказов, все же оно является важным источником для суждения об уровне знаний и представлений древних римлян о природе.

3.3 Клавдий Гален

Последним великим ученым античности был Клавдий Гален (129-201).Родился в Пергаме в Малой Азии. Его отец Никон был известным архитектором, математиком и философом. Сначала под руководством отца Гален изучал философию. После его смерти в 150 году он предпринимает путешествие по Средиземноморью, длившееся около 6 лет, Во время которого начинает серьезно изучать медицину. В Смирне он изучает анатомию у Пелопса и философию у Альбина, в Коринфе – естествознание и формакологию у Нумезиана, в Александрии – анатомию у Гераклиона. Получив солидное по тем временам медицинское образование, Гален возвращается в Пергам и становится врачом в школе гладиаторов. Тут он, естественно, имел хорошую практику в области хирургии. В 164г. Гален переезжает в Рим, где вскоре становится популярен как врач и лектор. Прожив несколько лет в Риме, он вновь отправился в путешествие по Италии, а затем посетил Пергам и Смирну. Вернувшись в Рим, Гален становится личным врачом императора Марка Аврелия, а затем – его сына и преемника Коммода. Здесь он читает лекции по анатомии а храме Мира. В конце жизни Гален вернулся в Пергам, где и умер.

Как великий врач, анатом и физиолог, Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до Везалия. Гален написал около 400 трудов по медицине и философии, из которых сохранилось немногим более 90. Наибольший интерес представляют «О назначении частей человеческого тела» (Deusupartiumcorporishumani) и «Об анатомических отправлениях» (Deanatomicisadminist-rationibus). В основе – выдвинутая Аристотелем идея о целесообразности всего живого, в том числе – каждого органа.

Гален изучал анатомию овец, быков, свиней, собак, медведей и многих других позвоночных животных. Он подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Маленькая обезьянка Inuusecaudatus – единственный вид европейских обезьян – во времена Галена была широко распространена на юго-западе Европы. Она послужила Галену основным объектом изучения мышечной системы, костей, суставов. Многие из наблюдений Галена, принятые за описание человеческого тела, в действительности сделаны на этой берберийской обезьянке. Гален подробно описал скелет, мускулатуру, нервную систему, легкие, гортань, органы чувств, пищеварительную систему.

Гален занимался также физиологией. В ее основу он положил учение Гиппократа о четырех первичных жидкостях, входящих в состав всех частей организма. Детальному изучению Гален подвергнул центральную и периферическую нервную систему; в частности, он исследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ их действия на дыхание и биение сердца. Одной из крупных ошибок, допущенных им и долго удерживавшейся в науке под влиянием его авторитета, было его убеждение в том, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, а кровь проходит из одного желудочка в другой посредством отверстия в перегородке между желудочками. Согласно его концепции кровеносная система является открытой. Кровь постоянно синтезируется в печени из материала, всасывающегося после приема пищи, и по венам поступает в правую половину сердца. Здесь благодаря теплоте, рождаемо сердцем, необходимые части крови отделяются от негодных, которые с частью крови поступают в легкие и там удаляются из организма при выдохе. Основная же часть крови поступает через отверстие в перегородке в левую половину сердца.

Гален выделил 3 группы нервов – идущие к мышцам, идущие к органам чувств и идущие к внутренним органам. Т.о., мозг является сосредоточением движения, чувствительности и душевной деятельности.

В соответствии с религиозными представлениями Гален развивал мысль, что каждый орган человека был создан богом в наиболее свершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой этот орган предназначался. Это обстоятельство способствовало упрочнению авторитета Галена в средневековой христианской Европе. Его работы признавались непогрешимыми. Ни одна из описанных Галеном деталей строения тела не подлежала проверке, и все его ошибки повторялись в последующие века. Вплоть до эпохи Возрождения анатомия и физиология представляли собой лишь слабое и все тускневшее отражение того, что было сделано Галеном. Все же действительно прогрессивное в его работах оставалось без внимания и забывалось.