регистрация / вход

История белорусского театра "Батлейка"

Народный кукольный театр в Белоруссии. Социально-культурный пласт национальной культуры. Театры батлеечного типа. Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением. Тщательность проработки деталей куклы. Батлейка в Институте теологии.

История белорусского театра «батлейка»


Оглавление

Оглавление

Введение

История батлеечного искусства

Куклы

История новой "Батлейки" Института теологии

Заключение

Литература:

Словарь терминов

Введение

Прежде чем начать повествование о белорусской батлейке, нужно отдать дань тем исследователям, которые в свое время записали, изучили и прославили этот вид народного театра, справедливо увидев в нем не просто кукольную забаву, а огромный, социально-культурный пласт национальной культуры. Если бы не труды таких выдающихся ученых, как П. Бессонов, З. Бядуля, Н. Виноградов, В. Гусев, И. Еремич, Е. Карский, В. Краснянский, Евг. Марковский, В. Перетц, Е. Романов, О. Санников, П. Шпилевский, П. Шейн и др., белорусская батлейка не стала бы одним из самых изученных видов европейского народного театра. Среди этих ученых был и Гурий Илларионович Барышев, который один из первых в советское время обратился к белорусскому народному театру кукол.

«Батлейка! - писал он, - в самом звучании слова есть что-то магическое... Она и нечто современное, и нечто столь далекое, что его не воспринимаешь иначе, как только в древнем нимбе, в романтическом флёре... Это целый пласт культуры. Его погубило время, но он возродился, как птица Феникс — из пепла. В батлеечной культуре по-своему сконцентрировались, и менталитет белорусской нации, и история народов, искони населявших земли былого Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Но при более пристальном взгляде, батлейка — это просто кукольный театр с героями на палочках, а также живые актеры — "батлей", разыгрывающие в лицах многослойную, разнообразную по языку, очаровательную в своей наивности кукольную драматургию. С ее христианско-языческим восприятием мира, трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и Нового Завета, которые были апокрифично переработаны народом и приспособлены к коллизиям быта.

История батлеечного искусства

Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии (XVI - нач. XXвв.). Название произошло от слова Вифлеем - место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии — комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами. Другие варианты названия этого древнего театра - вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб.

Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XVв. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских батлеечных театров средневековья. Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно изображали социальные и религиозные процессы, которые имели место в обществе.

Надо отметить, что репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра: "высокий" - религиозная тематика и "низкий" - сатиричные сценки из народной жизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился "рай", с правой стороны нижнего яруса - "ад".

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:

- одноэтажные;

- двухэтажные с движущимися куклами;

- двухэтажные с башней;

- батлейки по принципу теневого театра;

- батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;

- батлейки - «звезды".

Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как завеса в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от зрелища, происходившего на сцене.

Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус - "небо" - символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус - "земля" - представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в "ад".

На Минщине в конце XIXв. была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцены были из промасленной бумаги. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно действиям спектакля.

Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIXвв. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом помогал двигаться обручу вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.

Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х 1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.

Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек.

На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон Ирода.

Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

Обычно труппа батлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда все было готово, спектакль начинался.

Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

Вообще, представления батлейки можно поделить на 3 вида:

- библейско-мистериальные - сцены из библейской истории;

- шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаток политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;

- сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

Куклы

Что касается кукол, то они также были разных видов. Условно можно выделить некоторые из них:

- перчаточные;

- механические;

- марионетки;

- кукла на твердом стержне;

- плоские, для теневого театра.

На территории Беларуси наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. - обычно такими делались отрицательные персонажи.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего завесило от желания батлеечников, так как представление носило зрелище символическое и допускалось использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, было достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могли быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который крепили куклу, должен был бать для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. На уровне плеч куклы изготовляли крестовину для того чтобы было легче прикрепить куклу к пруту и для того чтобы она в самый неподходящий момент не начала вращаться вокруг него. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой.

Подводя итог можно сказать, что батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказала влияние на формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и драматургию в частности. Традиции батлеечного театра используются и сегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новую жизнь во все большем количестве новых батлеечных театров.

национальный театр кукла батлейка

История новой "Батлейки" Института теологии

В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, которая лелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения в школе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию исторических материалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства и воссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководством Института теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также при ощутимой поддержке "Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла". По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. За изготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса, которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалой силы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дары таланта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейка была восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.

Представленный в Институте тип батлейки, если верить историческим данным, был особо распространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейка выглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.

Батлейка в Институте теологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, для того чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступной и нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также, чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.

Со времени основания "Батлейки" было разработано несколько циклов представлений:

- «Христианская этика»;

- «Священная история Ветхого Завета»;

- «Священная история Нового Завета»;

- Цикл, рассказывающий о Десяти заповедях и Заповедях блаженств;

- Истории о белорусских святых.

Каждый цикл состоит приблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. В данный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла «История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» было поставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными и сочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклю также шьются и рисуются самими актерами.

Театр дает представления не только в стенах Воскресной школы, но также активно гастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки, где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самого юга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некоторое время после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag, где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и на французском языке для гостей из Франции.

Кроме заграничных гастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные не только в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.

Заключение

Батлейка, некоторым образом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянских народов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого из славянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные с особенностями языка, быта, истории и культуры.

В батлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так и христианской религиями. Это - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления - обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий и театр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театр импровизационный.

Литература:

- http://batleyka.inst.by/;

- http://ru.wikipedia.org/;

- http://byelorussia-theater.ru/.

Словарь терминов

князь, дружина, посадник, боярин, вече, смерд, закуп, холоп.

КНЯЗЬ - 1) вождь племени, правитель государства или гос. образования,в ВКЛ назывался великим князем. 2) в дореволюционной России почетный наследственный дворянский титул; с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги.

ДРУЖИНА - 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.2) Вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица - "княжие мужи") и "молодшую" - "гриди" и "отроки".

ПОСАДНИК — 1) наместник князя в землях, входивших в состав государства;2) высшая гос. должность в Новгородской и Псковской феодальных республиках. П. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

БОЯРЕ– 1)высший слой феодального общества (наряду с великими и удельными князьями) 10—17 вв. бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре." до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие — от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение Бояре относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в 6—9 вв. В 10—11 вв. Б. разделялись на 2 слоя: княжеских — княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) — потомков родоплеменной знати.

ВЕЧЕ- (общеславянское; от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11—12 вв.). В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др, принятием. Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности.

СМЕРДЫ - наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках 11—12 вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным. В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа

ЗАКУПЫ - категория зависимого населения Древней Руси. По Русской правде закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог стать свободным. Закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба Великом княжестве Литовском в 14—16 вв. закупы — должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.

ХОЛОПЫ - категория феодально-зависимых людей в России 10 — начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986. В 11—12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу и т.д. Холопами становились в результате пленения, само продажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопы.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий