Смекни!
smekni.com

Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации (стр. 4 из 7)

В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над его противниками в самой Италии власти организовали игры, программа которых совпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. Спустя 10 лет игры по обету устроил в Риме Гней Помпей; игры эти проходили в конце октября и заняли 15 дней. За играми по обету тогда же последовали и официальные игры Победы. Такие же игры Победы состоялись в 46 г. до н.э. по случаю четырехкратной победы Цезаря: сенат почтил таким образом заслуги сенатора. В 19.г. до н.э., когда уже Октавиан возвратился в столицу после успешной военной экспедиции, день его возвращения был отмечен как государственный праздник, повторявшийся затем под именем Августалий; через 8 лет в их программу были включены массовые зрелища, а после смерти принцепса в 14 г.н.э. Августалии были внесены в официальный календарь как ежегодный праздник, справлявшийся 12 октября.

К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные с освещением храмов, - они также сопровождались играми, театральными представлениями, другими зрелищами. Так по 2-3 дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящали храм богини Флоры в 240 или 238 г. до н.э., храм богини Ювенты, покровительницы юности и молодежи, в 191 г. до н.э., святилища Юноны Регины и Дианы; один из дней, кроме того, отводился на состязания в цирке. В 173 г. до н.э., когда свой «дом» обрела в Риме божественная покровительница коней Фортуна Эквестрис, театральные представления продолжались 4 дня и еще 1 день был занят цирковыми ристаниями.

Поводом к устройству массовых зрелищ бывали и торжественные погребения видных граждан. Поначалу близкие родственники умерших организовывали на собственные средства бои гладиаторов, со временем к ним добавились и театральные постановки. В 174г. до н.э., по словам Тита Ливия, римляне из всех состоявшихся тогда гладиаторских игр запомнили только те, которые полководец Тит Квинтий Фламинин устроил в память о своем отце. Поминальные игры длились 4 дня, принимали в них участие 74 гладиатора. Помимо боев имели место роскошные пиры, сценические представления и раздача мяса народу. Спустя 14 лет на похоронах прославленного военачальника Луция Эмилия Павла была впервые показана комедия Теренция «Братья».

Программы празднеств расширялись, добавлялись дополнительные дни на зрелища, росло число праздников – невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Рима каждый год.

2.2 Особенность римского театра

Обращаясь к римскому театру, нужно сразу отметить, что характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции: хотя и в Риме спектакли часто проходили в дни праздников, религиозных торжеств, но сами по себе они не имели признаков культового действа, мистерии, не были связаны с религиозными обрядами.

По своему происхождению римский театр не может считаться явлением оригинальным – касается ли это драматургии или внутреннего устройства театральных сооружений. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Ливий рассказывает: в 364 или 363 г. до н.э. в Риме свирепствовал мор, и ничем не удавалось ослабить его губительную силу. Перепробовав все меры, римляне решили, в конце концов, дабы умилостивить богов, прибегнуть, как пишет историк, «к учреждению сценических игр, делу новому для воинственного народа, ибо ведь до этого зрелища ограничивались только конскими бегами. Но, как почти всегда бывает в начале, игры эти ничего особенного из себя не представляли, да и те были иноземного происхождения: приглашенные из Этрурии актеры, танцуя под аккомпанемент флейты, совершали, по обычаю этрусков, довольно красивые телодвижения, не сопровождая их ни текстом, ни соответствующими тексту жестами». И все же выступления актеров, их танцы, музыка произвели на тогдашних обитателей Вечного города сильное впечатление, ведь речь шла о прежде невиданном, о новинке. В самом Риме актерам из Этрурии «начали подражать молодые люди, перебрасываясь шутками в нескладных стихах и при этом жестикулируя соответственно тому, что они говорили. Таким образом, обычай этот был введен и, благодаря частому повторению, усовершенствовался».[6]

Актеров в Риме называли гистрионами ( от этрусского «истер» - актер). Вскоре актеры перешли от самодельных незамысловатых экспромтов, наподобие фесценнинских песенок, к исполнению сатур, или сатир – драматически-песенных импровизаций в стихах, положенных на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. По преданию, несколько лет спустя Ливий Андронник первым решился поставить вместо сатуры драму с заранее определенным содержанием. Выступления гистрионов не обходилось без участия певцов, сами же гистрионы произносили диалоги и разыгрывали сценки. Это правило стало лишать драматические произведения комического и разнузданного характера, и шутка мало-помалу стала превращаться в искусство, молодые люди, предоставив гистрионам играть пьесы, стали между собой, как и в старь, перекидываться шутками в стихах. Так, во многом под влиянием осков, из их города Ателлы пришли к римлянам знаменитые аттеланы – комические сценки в стихах фарсового характера. В дальнейшем, после того как благодаря усилиям Ливия Андроника на римской сцене воцарились переводные греческие драмы, аттеланы сохранились в виде эксодия – заключительного дивертисмента к основной пьесе.

Первоначально актеры, роль которых ограничивалась акробатическими, танцевальными и певческими номерами, выходили на небольшие, временные подмостки – эстраду; вокруг нее стоя толпились зрители. На исходе II в. до н.э. вблизи эстрады стали делать почетные места для сенаторов, и этот обычай долго сохранялся; пока не начали строить постоянные каменные театры. В 154 г. в Риме, начали строить прочный каменный театр по образцу греческих, но несколько иначе расположенный, ибо различными были условия местности в Риме и в Афинах. Однако сенат, воспротивившись наличию сидячих мест в театре, потребовал прекращения работ. По всей видимости, в сенате были сильны антигреческие настроения, точнее - опасения, что эллинистические влияния подорвут незыблемость традиционного римского уклада жизни, чистоту римских нравов. Столетием позже Гней Помпей, восхищенный прекрасным греческим театром в Митилене, начал строительство первого в Риме каменного театра, открывшегося в 52 г. до н. э. По этому случаю также были устроены игры и в самом театре, и в цирке, и в амфитеатре, продлившиеся несколько дней. Театр Помпея надолго стал гордостью римлян.

Римский театр был расположен иначе, чем греческий, а именно на ровной местности. Внутреннее убранство театра отличалось невиданной у греков роскошью: росписи, рельефы, скульптура. Крытый верх надежно защищал публику и от прямых лучей солнца, и от дождей. Хор, танцоры, музыканты выступали вместе с актерами на общих подмостках. Новинкой римского театра был и занавес, который в отличие от современного не поднимался и не раздвигался в начале представления, как мы привыкли, а опускался, скрываясь в специальной щели. Особенностью римского театра можно считать и фонтан, навевавший прохладу на зрителей; вода поступала по каналу, шедшему между зрительным залом и сценой. В Риме в эпоху империи слева от сцены ставили ложу для императора и почетных гостей.

Наряду с греческим и римским типом театров существовал еще один тип – греко-римский, где соединялись черты эллинистические и италийские. Такой тип театров возник в Малой Азии: в Эфесе, Магнесии, Тралах и в ряде других городов. И в Греции, и в Риме, и всегда и повсюду посредником между драматургом и зрителями был актер – от него во многом зависел успех драматического произведения и его сценического воплощения. Чем больше становилось актеров, тем большее значение приобретало их искусство в истории античного театра.

Римские актеры набирались из иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданин в Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведь всякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя, как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателю своего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалось чем–то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли роли в ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, но они должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римская сцена масок еще не знала.

В Риме, как и в Греции эпохи эллинизма, существовали труппы профессиональных актеров. Во главе каждой из них стоял руководитель, которого Плавт называл шутливо «императором гистрионов». В его распоряжение поступали доходы от зрелищ, а позднее, в эпоху империи, он стал получать так же вознаграждение от казны.

Римские зрители вели себя в театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игру актеров, и – подчас еще больше – на все, что случалось в самом зрительном зале. Они громко приветствовали знакомых или же людей знаменитых, пользовавшихся в городе известностью и популярностью. Театр в Риме, особенно в последние годы республики, был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, но и барометром политических настроений, а так же орудием политической борьбы. Когда Цицерон в начале 50-х годов I в. до н.э. был отправлен в изгнание, в Риме была поставлена трагедия Луция Акция (II-I вв. до н.э.) «Эврисак», где герой на сцене бросает обвинение своим согражданам в том, что они допустили его изгнание. Публика увидела в этих словах нечто созвучное ее политическим настроениям и громко выразила свою симпатию к великому оратору и государственному деятелю.