Смекни!
smekni.com

Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации (стр. 6 из 7)

Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. Бывало, что гладиаторы, отличавшиеся необыкновенной физической силой, участвовали в представлениях и как атлеты. Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям.

Толпы людй собирали и состязания игроков в шары. Это зрелище было настолько популярным, что, как пишет Сенека, именно в те дни когда оно устраивалось, люди мыслящие, предпочитающие уединение, чувствовали себя свободно: никто не придет, не побеспокоит, не оторвет от раздумий. Если что и могло отвлечь интеллектуала в эти часы, так только шум, доносившийся с игровых площадок. Хотя в Риме не было такой могучей традиции организованных спортивных состязаний, как в Греции, но и там их проводилось немало. Плиний Старший сообщает о соревнованиях по бегу: «В цирке некоторые выдерживают бег на расстояние в 160 000 шагов, а в 59 г. н.э. восьмилетний мальчик пробежал с полудня до вечера 75000 шагов».[10]

Когда начали устраивать культовые празднества в честь обожествленных императоров (например, культовые торжества в честь Августа в Анкире), в программу их включали не только гладиаторские бои, но и чисто спортивные игры, организуемые местными провинциальными властями на средства жрецов, поддерживавших тот или иной культ покойного властителя.

И еще одним зрелищем потчевали народ римские императоры: это были инсценировки морских сражений – навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь в 46 г.до н.э. Во 2 г. н.э., по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римского историка начала I в. н.э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрение римского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями…»[11]

Август, которого поэт, как и многие его современники, называет Цезарем, представил согражданам эпизод из истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблями персов. Сам принцепс повествует в автобиографическом Анкирском памятнике, что приказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в 280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах, и судах поменьше – вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов. Примеру Августа последовали его преемники. Нерон показал римлянам не только морской бой, но в придачу и морских животных в соленой воде. Император Клавдий устроил настолько грандиозное зрелище, что для строительства громадного водостока было привлечено около 30 тыс. человек, которые трудились в течение 11 лет. Перед тем, как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, по словам Тацита, «чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепное сооружение». Для этого он устроил на озере морской бой-навмахию. Берега, холмы, вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей, привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иных привело сюда стремление угодить принцепсу.

Греческую традицию конных состязаний продолжали в Риме цирковые игры. Старейший римский цирк – Большой цирк- был сооружен в долине между Паинским и Авентинским холмами еще в эпоху царей. Это огромное здание длиной в 644 м и шириной в 123м могло вместить в себя 260000 зрителей одновременно, а после реконструкции при императоре Траяне в начале II в. до н.э.- даже 300000. В цирках всегда было многолюдно; охотно бывали здесь и женщины, чем, как явствует из стихов Овидия, тогдашние молодые люди умело пользовались. Цирк был местом, где азартно заключались пари, делали ставки на ту или иную упряжку –сотни молодых людей уже тогда разорялись и пускали на ветер состояние своих родителей, ставя не на ту лошадь. Этот цирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критически относившихся к пристрастиям толпы.

К таким людям, не любившим конных состязаний и скучавшим в цирке, принадлежал и Плиний Младший. Дни, когда большинство его сограждан устремлялось в цирк, он предпочитал проводить за литературными занятиями. В письме к своему другу Кальфизию Руфу он с иронией говорит и о самих цирковых гонках, и о пристрастии римлян к цветам «своей» команды.

«Все это время я провел среди табличек и книжек, самым приятным покоем наслаждаясь. «Каким образом,- спросишь,- мог ты добиться этого в городе?» - Были цирковые игры, а этим родом зрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного, ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей. Когда я вспоминаю, сколько времени они проводят за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни, которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаю свой досуг литературной работе»[12]

Философы, люди мыслящие, давали точную оценку происходившему на их глазах: « Как много людей упражняло тело и как мало- душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьими плечами и руками мы любуемся! Об этом я и думаю больше всего: если упражнениями можно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, и пинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли, обливаясь кровью, - то насколько же легче закалить душу»[13]

Все дальше отступало римское общество от принципов традиционной морали, которой так гордились жители Вечного города. Коррупция, злоупотребления наместников, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, все это вело к моральному упадку цивилизации.


Заключение

Проанализировав в своей работе зарождение празднеств и зрелищ Древнеримской цивилизации, можно сделать вывод: определяющую роль в этом процессе сыграла Греческая культура, литература и искусство. Под влиянием певцов и музыкальных инструментов из Греции создавались и усовершенствовались музыкальные инструменты Древнеримской цивилизации. Создавались школы музыкантов и певцов, где учителями пения и композиторами были выходцы из Греции и Египта. Любили в Риме и танцы, многие из которых были тоже греческого происхождения.

От истории местных верований, культов и религиозных обрядов было неотделимо происхождение римских празднеств и зрелищ, как и в Греции.

Много заимствований было и в Римском театре: оформление сцены, греческий тип и греко-римский тип театральных построек, существование трупп профессиональных актеров и т.д. Мимы пришли в Грецию из Греческих городов, и существовали, пока существовало само римское государство. А темы пантомимических представлений черпались из мифологии и греческих трагедий.

Гладиаторские игры, которые позже превратились в гладиаторские бои, родились из погребальных обычаев, которые у Римлян утвердились еще прочнее, чем у Греков.

В рассказе о праздниках и зрелищах, как в Греции так и в Древнем Риме, то и дело приходится говорить о торжественных шествиях, прежде всего о культовых процессиях в честь богов. Культовое шествие в коринфской колонии Кенхей в честь египетской богини Исиды, имело в то время много почитателей и в Риме.

Безусловно, что Римская культура формировалась под влиянием греческой культуры, но несомненно, что самобытность и высокий уровень ее развития дошли до наших дней в виде великих достижений античности; скульптура, архитектура, литература, музыка, театр и поэзия.

Многие праздники и зрелища древнеримской цивилизации сохранились и укоренились в современной культуре западных и восточных стран, ну конечно претерпев некую трансформацию и впитав в себя особенности культуры той или иной страны. Ушли в прошлое кровавые обеты и жертвоприношения, исчезли обычаи убивать людей в показательных выступлениях гладиаторов на глазах у вожделенной толпы, мир пришел к более цивилизованным формам развлечений и зрелищ, но безусловно, что всем этим мы обязаны материальной культуре Древней Греции и Рима.

Античность сама рассказывает нам о себе, о своих светлых и темных сторонах, сама требует отнестись к ней критически, освоить ее опыт и не повторять ее ошибок. Мы должны знать прошлое, историю культуры эпохи, в которую всеми корнями уходит наша культура, наша цивилизация.


Список источников и литературы

1. Винничук Лидия. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.

2. Веллей Потеркул. Малые римские истории / Под ред. А.И. Немировского. – М.: Ладомир, 1996. – 327 с.

3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. – Спб.: Вита Нова, 2008. – 512 с.