Смекни!
smekni.com

Эпоха эллинизма (стр. 1 из 2)

эллинизм литература стоицизм эпикуреизм

Была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили об архитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогда явления развернулись во всю ширь. Эпоха эллинизма - время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Александр, сын Македонского царя Филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а придворным художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Практически ничего не известно о том, как именно воспитывал Аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себе воплощение идеи синтеза наук, он хотел через Александр осуществить идею синтеза культур. Масштабом познаний Аристотеля был весь мир, «ойкумена», таким же должен был стать масштаб царствования Александра. Примерно так воспринял сам царевич свою историческую миссию: и Македония, и Греция стали для него лишь частью мирового пространства.

Первоначально его увлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр, был полон решимости устранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве не должно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и Запад были двумя различными мирами. Именно Александр впервые попытался слить их воедино. Судя по всему, Александр Македонский был уверен, что не только завоевывает и покоряет, но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуре Эллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр победил Восток, а Восток победил Александра, переделав его на свой лад. То же самое произошло и с греческой культурой. Несомненно, что некоторые её черты действительно оказали влияние на местные религиозные культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название «койне», «общая речь». Но и азиатская культура повлияла в не меньшей степени на древнегреческую. И, все же, то, что в результате получилось, заслуживает особого внимания как первый в истории эксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданию общемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек - это прежде всего гражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпоха эллинизма - синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур.

Мир не был избавлен от конфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины Александра, его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалось четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. В дальнейшем, на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен Римской империей, постоянно шел процесс брожения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натиском противников или стихии всё новые и новые государства. Богатейшее в свое время Родосское царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурные центры: Пергамское царство, Антиохийское царство и Птолемеевский Египет - были побеждены римлянами. Таким образом, атмосфера напряженности, беспокойства, неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма в целом Лучшие, оригинальные творения пластического искусства очень точно передают эмоциональное напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозность времени. Такова знаменитая Ника Самофракийская - выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма: пятиметровая статуя крылатой богини победы, как бы объятой порывом сильного ветра и готовой в любую минуту взлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз Пергамского алтаря, (алтаря Зевса) - крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма, запечатлевший апофеоз сражения между богами и гигантами. Это скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык», передающие борьбу людей со смертельной опасностью.

В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя, Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения между личностью и государством - возрастает отчуждение между ними. В результате, человек стремится уйти в себя, в глубину своих переживаний. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписями или рельефами, изображающими идиллические виды природы. Украшением частных домов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческие каноны красоты, но в более миниатюрном, «одомашненом» виде. Входит в моду мелкая пластика. Особым спросом пользуется Танагрская статуэтка, изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.

Появляется и декоративная скульптура, предназначенная для украшения парков, которые теперь кажутся гораздо более приятными местами для время провождения, чем улицы и площади. Именно тогда создаются такие знаменитые сейчас творения как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский. В то время это были вполне заурядные образцы скульптуры, выполненные в точном соответствии с классическими традициями. Сейчас же эти работы воспринимаются как образцы утонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту.

В старину города вырастали сами собой, улицы внутри города были узкими и кривыми, хаотично застроенными. Теперь же начинают придавать огромное значение великолепию строящихся городов. Производится предварительная распланировка города; улицы прокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особенной широтой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым углом проспекта. Почин принадлежит тут строителю Александрии, Динократу, одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейся светской архитектурой сакральная отступает на задний план. Но новые города должны были иметь и свои храмы. Идеалом и здесь становиться пышность и огромные размеры, навеянные архитектурной гигантоманией Востока.

В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляется живописный портрет и пейзаж. Известны имена трех наиболее популярных художников: Апеллес, Протоген и Антифил. Последнему суждено было стать одним из первых в истории пейзажистов. Апеллес же был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Благодаря его таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным.

Благодаря знакомству с разноцветными мраморами Азии и Африки, возникает новая техника живописи, которой предстояла великая будущность, - мозаика, то есть составление картин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее-цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики того периода мы можем судить по тем образцам, которые найдены при раскопках в Помпее. Особенно славится мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III. Характерен для эпохи и интерес к театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления становятся более камерными. Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр, автор комедий «Брюзга» и «Третейский суд».

Особое место в культуре эпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались. Но появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов. Было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпрепровождением многих людей.

Из литературных направлений пальма первенства была в руках у поэзии. Общепринятым центром поэзии стала Александрия, главный умственный центр вселенной. Высокий интеллектуализм, гражданственность и патетичность старых авторов более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этим желанным стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм - вот характерные, признаки «александрийской» поэзии.

Ее признанным главой был Каллимах (подобно многим, и ученый, и поэт). Эпосом он пренебрегал, не желая тягаться с Гомером; а его коньком были так называемые эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, в которых он воспевал чувственные радости. Сборник его элегий назывался «Причины», поскольку главным было стремление выявить причину того или иного явления, обычая, происшествия. Им же была написана популярнейшая в те времена «Кидиппа», повесть о счастливой любви Аконтия и Кидиппы. И, наконец, он воскресил эпиграмму, найдя и в этой области многочисленных подражателей. Другим интересным представителем эллинистической литературы был современник Каллимаха, Феокрит, создатель жанра «идиллии». Поэтические творения Феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются также и острые эпиграммы на недругов. Идиллическая поэзия Феркрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике стали охотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и в живописи, и в рельефной скульптуре.