Смекни!
smekni.com

Культура Египта (стр. 1 из 2)

Реферат по теме:

КУЛЬТУРА ЕГИПТА


ПЛАН

Гробница Тутанхамона

Долина Царей

Древнеегипетская письменность

Загадочный лабиринт

Загробный пир

Искусство Древнего Египта


ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Ее нашли археолог Говард Картер (1873-1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочисленные сообщения, возникло немало предположений, слухов и домыслов.

Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли и подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной стене с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи подошли ко второй запечатанной двери, для них наступил самый волнующий момент – и ожидания не обманули ученых.

Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, двухколесные позолоченные инструктированные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инструктированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом.

Почти все помещения погибельной камеры, расположенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В ней один в другой находились несколько саркофагов. В последним, из чистого золота, весом более ста десяти килограммов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили ее портретное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производят ошеломляющее впечатление.

Тутанхамон (около 1400-1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изменить имена (Тутанхатон стал Тутанхамоном), возродить старые культуры, в приводном искусстве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на священной ладье и на спине черного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырех богинь, охраняющих ковчег с капонами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели – изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

ДОЛИНА ЦАРЕЙ

Во время Нового царства фараонов стали хоронить (о чем свидетельствует, например, погребения царицы Хапшепсут) в Долине царей, в подземных, тщательно скрытых гробницах. Долина расположена за горной грядой Дейр эль-Бахри в начале длинного и узкого ущелья. Местность, где, по словам одного путешественника, «закипают мозги» от страшного зноя, безжизненна и сурова. Исследователи обнаружили здесь пятьдесят восемь подземных усыпальниц фараонов Нового царства. Последней, сенсационной находкой была гробница Тутанхамона, сокровища которой были вывезены в Египетский музей в Каире.

В отличие от сравнительно небольшой усыпальницы этого фараона многие другие превосходят ее размерами, глубиной, количеством камер. Например, гробница фараона XIX династии Сети I – настоящий подземный дворец: в нем несколько парадных помещений, украшенных изображениями с надписями, проходы, кладовые. Долгий спуск по лестницам и пандусам – поистине путь в загробный мир. Зал, в котором когда-то стоял саркофаг с мумией фараона, знаменит росписью потолка: на густо-синем фоне помещено символическое изображение созвездий и торжественного шествия богов.

Фараонов стали хоронить в Долине царей из-за стремления оградить их могилы от ограбления. И, тем не менее, уже в древности все гробницы были опустошенны (за исключением гробницы Тутанхамона). Причем саркофаги и драгоценные кладовые не только грабили, но и уничтожали мумии, опасаясь их мести. Ограбление и осквернение погребений достигли таких масштабов, что в XII в. до н.э. жрецы по приказу фараона собрали мумии и спрятали их в горном тайнике. Французский египтолог Гастон Масперо (1846-1916) совершенно случайно обнаружил в такой подземной, тщательно скрытой камере сорок мумий фараонов XVII, XIX и XX династий и членов их семей: саркофаги с мумиями были составлены штабелями друг на друга. Разбитая надпись на саркофагах, ученые узнали, что некоторые из царей были перезахоронены по несколько раз. Древнейшая из мумий принадлежала фараону, правившему в XVII столетии до н.э. Находка Г. Масперо составила крупнейшее в мире собрание саркофагов и мумий в Египетском музее Каира.


Древнеегипетская письменность

Создателем письменности древнее египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вел летосчисление и писал летописи; кА бог мудрости – создал письменность и счет, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель ученых, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» - «священный» и «глифе» - «вырезанное») – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали и росписи и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса – тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя – вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развернутом виде вновь становились гладкими. Листы соединяли в свитки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка») а весь остальной текст был черного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в «Книге мертвых». Художник изобразил рай загробной жизни Иару – это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; и злаки вырастают выше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жену Франсуа Шампольону (1790-1832). Помогла ему в этом надпись на Разеттском камне (названном так по месту находки близ города Роззета в дельте Нила), сделанная около 186 г. до н.э. египетским царем Птолемеем V на трех языках, в том числе и на греческом.

Загадочный лабиринт

В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью семьдесят две тысячи квадратных метров), окруженное колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом (от Лабира – так греки произносили тронное имя фараона Аменемхета). На протяжении веков у многих народов мира это слово стало обозначать обширное здание с множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться.

Исполинское сооружение производило ошеломляющее впечатление, о чем рассказывали историки Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, ходили по палатам», тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда посетителей не пускали, так как там помещались «гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и гробницы священных крокодилов».

Страбон, посетивший Лабиринт пять веков спустя после Геродота, отмечал, что здание имеет чрезвычайно сложную планировку и выйти из него невозможно без помощи проводника. В Лабиринте якобы собирались все жрецы и жрецы Египта для решения важных дел. Диодора Сицилийского Лабиринт восходил не столько объемом проделанных работ, сколько «неподражаемым искусством» их выполнения.

Назначением этой прославленной с древних времен постройки, тем не менее, точно не установлено. Исследователи склонны считать ее заупокойным храмом Аменемхета III, так как к Лабиринту примыкала почти исчезнувшая кирпичная пирамида фараона и изображавшие его статуи (XIX столетия до н.э.).

ЗАГРОБНЫЙ ПИР

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культурами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы богатых поместий любили собирать за пиршественным столом родственников, друзей, именных гостей. Рельефы и росписи гробниц позволяют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настенной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Нового царства, датируемые XV в. до н.э., периоды XVIII династии.