Смекни!
smekni.com

Феномен коллекционирования (стр. 3 из 7)

Так, знаменитый кардинал Ришелье был ярым и азартным собирателем курительных трубок. Этой же страстью был заражен и французский генерал Виндамм, коллекция которого была столь обширна, что сумма её продажи с аукциона составила более 60000 франков. Известно, что француз Мори собирал театральные куклы, а его соотечественник Герар имел уникальную коллекцию молотков различного назначения и веса. Амстронг собрал совсем экстравагантную коллекцию посмертных записок и писем самоубийц, составленных перед тем, как несчастные лишали себя жизни.

Канцлер Бисмарк коллекционировал градусники, а французский президент Эдуард Эррио собирал ресторанные меню. Наполеон собирал часы и оловянных солдатиков, к которым был весьма неравнодушен и сэр Уинстон Черчиль. Рональд Рейган собирал пословицы и поговорки народов мира, а его супруга Нэнси – пасхальные яйца.

Страстными коллекционерами были многие писатели. У Гете была крупнейшая коллекция минералов, а Вальтер Скотт собирал холодное оружие разных стран и народов. И.С. Тургенев – заядлый шахматист – оставил после себя в коллекции 14 комплектов шахмат. Н.А. Некрасов собрал 64 вида охотничьих ружей. А.С. Пушкин незадолго до смерти увлекся собиранием газет. Анатоль Франс владел крупнейшей коллекцией настольных колокольчиков. Страстным собирателем курительных трубок был Илья Эренбург, а Михаил Булгаков собирал билеты от всех спектаклей, которые он посетил. Космонавт Юрий Гагарин одним из первых в стране стал коллекционировать кактусы. Жюль Верн собирал карты и путеводители, Артур Конан-Дойль коллекционировал рекламные буклеты транспортных контор, пароходных кампаний и страховых агентств. Жорж Сименон собирал телефонные книги и черпал оттуда фамилии для своих героев.

В XX в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования - формирование фондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.

Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.


Глава 2. История коллекционирования

В период предмузейного коллекционирования создавались не случайные, внутренне свободные совокупности вещей, а предмузейные коллекции, то есть комплексы: предметов, строго подобранных по какому-либо принципу. В традиционных обществах первобытного, древнего и средневекового мира собирание, хранение и представление предметов, изымавшихся из сферы утилитарного их использования, складывались постепенно. Выделение конкретных предметов из хаотичного множества вещей, самого различного рода объектов и объединение их в определенные группы превращало их в коллекции. Коллекции эти принадлежали общинам, правителям, знатным и богатым людям.

В архаическом обществе люди собирали и хранили предметы, не подлежавшие повседневному использованию. по определению археологов, возраст подобных предметов, обнаруженных в ходе многочисленных раскопок во Франции, составляет от 40-50 тыс. до 400-500 тыс.лет, а тех предметов, которые были найдены на территории Восточной Африки, приблизительно 2 млн. лет[17].

Именно тогда появились коллекции сакрального характера, в поисках средств общения с высшей силой. Согласно религиозным представлениям, человек, делая подношения богам, помещал их в святилище. Сюда приносили реликвии, трофеи, вотивные предметы, - таким образом, в Древней Греции формировались первые коллекции.

Награбленные в Греции и других странах реликвии и предметы, обретшие статус трофеев, размещались в храмах Рима, где особой интенсивностью отличался в античный период процесс коллекционирования.

Таким образом, общественные собрания в римских храмах появлялись не как постепенное накопление индивидуальных принадлежностей, а как вклад трофеев тех побед, которые превратили некогда небольшую общину в мировую империю. Римляне также скупали ценные памятники культуры у жителей разорившихся греческих городов. После завоевания Римом Греции и эллинистических государств, в Римской империи во многих городах помещались скульптурные изображения императоров с целью демонстрации римского могущества. Многие римляне стремились поставить себе или своим предкам статуи на римском Форуме. Статуя должна была прославить данного человека или его предков (поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим). Она должна была выражать уважение или почитание. Во II веке до н.э. римский Форум был настолько загроможден статуями подобного рода, что было принято специальное решение убрать половину из них. Показательные выставки дорогих предметов нередко были главной целью некоторых римских коллекционеров. Вольноотпущенники порой были склонны украшать дома колоннадами из алебастра и черепашьих панцирей, и фонтанами с серебряными трубками с тем, чтобы это стирало из памяти окружающих их рабское прошлое. Драгоценные кубки были предметом особой гордости, их коллекционировали, и такая коллекция создавала человеку репутацию ценителя и знатока искусства. Демонстрация дорогой и старинной посуды была в обычае на званых обедах, и такой обычай был формой демонстрации повышенного социально-имущественного и культурного статуса хозяина. Римский писатель-энциклопедист Плиний Старший писал о костях людей необычных размеров, которые находились в садах семьи Саллюстиев и в их хранилищах урн с прахом предков. Кости диких животных, известные под названием «кости гигантов», выставлялись напоказ на вилле императора Августа, как кости его предков. Отдельные римские предмузейные собрания должны были олицетворять идею возводимой к мифическим предкам генеалогии семей их обладателей. Статуи предков, их рельефные изображения нередко украшали места, в которых протекала повседневная жизнь римских знатных семей. На стенах зданий и колоннах в Риме закреплялись носовые части вражеских кораблей – «ростры». В общественных местах Рима размещались трофеи. В императорском Риме древняя культура Греции почиталась как ценное наследие. Римляне не только присваивали материальные ценности покоренной ими Эллады, но и впитывали эллинский дух, для чего посещали прославленные памятниками и традициями местности Греции. В Риме существовали частные и ведомственные архивы, а в 78 году до н.э. построили специальное помещение для сенатского архива – «табулярий» на спуске от Капитолия к римскому Форуму. . В I веке до н.э. и позже в Римской империи поощрялись любознательность и путешествия. В храмах выставляли диковинные предметы, в том числе принадлежности быта других стран.

Предметы предмузейных коллекций в древности и в Средние века широко использовались в культовых целях. В этот период считаются основными мотивами собирательства: специфичность самоидентификации индивида, удовлетворение любознательности, исследовательские, а также эстетические мотивы.

Анализ предмузейных коллекций свидетельствует о существовании двух основных подходов в собирательстве того времени: коллекции создавались либо для удовлетворения тех или иных потребностей их владельцев, либо для предоставления возможности ознакомления с ними всем желающим. Собрание второго типа чаще всего организовывалось при храмах. Сохранилось описание римского храма Божественного Августа, экспозиция пластических изображений и картин при входе в который носила систематизированный характер. Но постепенно в кругах знати римского общества распространился обычай составлять частные коллекции. В это время отмечают частные коллекции правителей Китая, Ирана, Центральной Азии, Индии, Османской империи.

коллекционирование изобразительное искусство


2.1 Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения

Распространение в эпоху Возрождения художественного коллекционирования было связано с открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде, заинтересованностью собирателей в создании художественных коллекций. В течении художественного коллекционирования происходила «эмансипация от религиозных, политических, экономических потребностей культурно-эстетической потребности в собственно художественном общении. Такая эмансипация была обусловлена разрывом функциональных связей произведений искусства с нехудожественными сферами человеческой деятельности»[18]. Этот разрыв случился поначалу в восприятии искусства прошлого, чему способствовало коллекционирование, прежде всего, античных произведений, а затем постепенно и в самом современном искусстве. Все это привело к эмансипации искусства, которая является одним из важнейших для европейской культуры следствий ренессансных процессов[19]

Начало коллекционирования в средневековой Европе связано преимущественно с королевскими фамилиями, в чем проявилось определенное влияние, через Византию, наследия культуры античного Рима. Но нигде оно не достигло такого расцвета, как в Италии. В XII веке Венеция поддерживала морское первенство в Средиземном море, что повлияло на приток антикварных ценностей в метрополию[20].

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV-XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV-XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев - галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии [21].