Смекни!
smekni.com

Роль цвета в одежде (стр. 1 из 5)

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Актюбинский Государственный Педагогический Институт

Факультет: Профессионально-творческий

Кафедра: Профессиональное обучение

Курсовая работа

На тему: «Цвет в одежде»

Специальность: Профессиональное обучение

Дисциплина: Спецкомпозиция и рисунок

Выполнила: Кухта Н.В.

Группа: ПОР-402

Проверила: Умбетова А.З.

Актобе 2007

Содержание

Введение

1. Цвет в декоративной композиции

1.1 Ахроматические цвета

1.2 Хроматические цвета

2. Цвет. Колорит

2.1 Характеристики цвета

2.2 Цвет в композиции костюма

2.3 Цветовая гармония в костюме

2.4 Костюм – индивидуальность – цвет

Список использованной литературы

Введение

С древнейших времён до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в её различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях. Все дошедшие до нас памятники былых цивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений, простых и утончённых, но неизменно связанных с обычаями, характерными особенностями и стремлением к художественному самовыражению того или иного народа.

Посредством цвета можно управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определённой последовательности: от главного к второстепенному.

Каждая женщина при выборе ткани платья, костюма или пальто должна, прежде всего, обратить внимание на её цвет. Нужно помнить, что цвет выбранной ткани должен сочетаться с цветом волос, глаз, кожи, с характером и возрастом и возрастом человека. Внешний облик человека определяется не только формой, но и цветом одежды, поэтому необходимо учитывать и зрительное впечатление от цвета одежды. При этом следует не забывать о времени года и назначении одежды. К каждому сезону художники-модельеры предлагают модную цветовую гамму, из которой всегда можно подобрать наиболее подходящие тона.

Некоторые женщины предвзято относятся к какому-нибудь цвету. При покупке ткани следует приложить её к лицу. Необходимо помнить и то, что некоторые цвета при электрическом освещении выигрывают, а при дневном проигрывают. Поэтому ткань для вечернего платья следует выбирать при электрическом освещении, а для повседневного платья – при дневном.


1.Цвет в декоративной композиции

Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз. С позиций художественного творчества цвет представляет интерес как изобразительное и выразительное средство. Принято разделять цвета на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). Изучение выразительных возможностей ахроматических цветов создаёт предпосылки для более успешного решения колористических задач в хроматических композициях.

1.1 Ахроматические цвета

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте – это чёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета. Между двумя полярными цветами (белый и чёрный) можно расположить множество серых оттенков с более равномерным или менее равномерным переходом. Считается, что человек может различать до трёхсот оттенков серого цвета. Существуют определённые условия, от которых зависит выразительность ахроматических композиций (светлотный диапазон, светлотный контраст). Их надо рассматривать как результат обобщения художественной практики.

Светлотный диапазон цветов. В композиции могут участвовать любые оттенки ахроматических цветов, однако преимущество светлых или тёмных тонов влияет на передачу определённого эмоционального состояния. Разделяют условно четыре светлотных диапазона тонов, отличающихся по производимому впечатлению. Светло-серый диапазон включает белый цвет и светлые оттенки серого цвета до среднего серого тона. Композиции воспринимаются цвета лёгкие, нежные, мягкие и спокойные. Темно-серый диапазон тонов простирается от средне-серого цвета до черного включительно. Впечатление от композиции в таком диапазоне достаточно тяжелое: печаль, сумрачность, драматизм, таинственность.

Полный светлотный диапазон охватывает белый, черный и любой оттенок серого цвета. Композиции в силу своей контрастности характеризуется активностью, напряженностью и динамичностью. Средне-серый диапазон не включает белый и черный цвета, а состоит только из оттенков серого цвета. Поэтому композиции строятся на мягких отношениях, передающих состояние от грусти в более светлых тонах до тоскливости в темноватых тонах. В целом такие композиции спокойны, монотонны и бесконфликтны.

Светлотный контраст. Композиции в любом светлотном диапазоне можно оживить и сделать выразительнее, если ввести элементы контраста и нюанса. Например, группу оттенков сблизить пои светлоте, а один или два цвета выделить более контрастно. Моделировка в тоне позволяет достигать эффектов живописности и свечения. Светлотный контраст в композиции может присутствовать и при определенных взаимоотношениях цветов по тону. Например, при расположении вплотную друг к другу светлых и темных пятен на месте их соприкосновения светлые пятна как бы высветляются, а у темных пятен края смотрятся еще темнее.

В зависимости от светлотного контраста наблюдаются иллюзорные изменения размеров и тона фигур. Одно и то же серое пятно на светлом фоне кажется меньше и темнее, а на темном фоне выглядит больше и светлее. Необходимость и степень контрастности по светлоте определяется конкретными композиционными задачами. Имеет значение не только взаимодействие пятен по тону, но их вес и характер их наложения. Наличие контраста по форме, по величине, по значению составляющих изображение компонентов также влияет на общее состояние композиции. Поэтому важно помнить о художественной целесообразности использования эффектов светлотного контраста.


1.2 Хроматические цвета

Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики. Художественное освоение цвета предлагает знание природы цвета и света, наблюдение цветовых закономерностей действительности, изучение накопленного опыта, приобретение собственного опыта и развития чувства цвета. Изучение в учебном процессе подлежит широкий круг вопросов о цвете, как физическом и художественном обучении: спектральные цвета, свойства цвета, особенности восприятия цветов, цветовой круг, специфика цвета в декоративной композиции и ряд других.

Спектральные цвета. Из курса физики известно, что основу восприятия цвета составляет волновая природа света (короткие волны – красные и желтые цвета, длинные волны – синие и фиолетовые цвета). Солнечный свет называется белым цветом. Его преломление сквозь призму дает множество цветных оттенков, которые располагаются в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В целом такой цветовой состав называется спектром солнечного света. Спектральные цвета отличаются повышенной звучностью и яркостью. В жизни мы наблюдаем их в радуге, в каплях росы, на гранях стекла.

Заслуга в открытии и разработке данного уникального явления принадлежит английскому физику И. Ньютону, идеи которого получили дальнейшее развитие и заложили фундамент современных представлений о трехкомпонентной теории цветового зрения, о цветовом круге и законах оптического смещения цветов.

Но есть один аспект проблемы цвета, требующий разъяснения. Три цвета, считающиеся основными (красный, синий и желтый) не соответствуют ньютоновской триаде цветов: красный, зеленый и синий. Первые имеют отношение к вычитательному (в печати, на холсте) смешению цветов, а вторые относятся к оптическому смешению (суммирование) цветов. «Разница между оптическим (слагательным) и вычитательным смешениями цветов и объясняет разницу выбора основных цветов в одном и другом случае.

Смесь зеленой и красной краски никогда не даст желтого цвета, как при оптическом смешении. Смесь синей и оранжевой краски дает зеленый, а не белый цвет, как при оптическом смешении». Художнику в основном приходится иметь дело с вычитательным смешением цветов, хотя известен опыт обращения к эффектам оптического смешения цветов («пуантилизм» в живописи, переплетение цветных нитей в ткачестве).

Основные свойства цвета. Спектральные цвета ограничиваются числом семь, но в действительности мы наблюдаем массу других цветов и их оттенков, например, пурпурные, оранжевые, коричневые. Формулируя название какого-либо цвета, мы имеем в виду сумму его разных характеристик: светло-коричневый, ярко-красный, бледно-зеленый, темно-синий.

Некоторые сложные цвета получают свои названия от естественной окраски объектов или явлений природы: вишневый, цвет морской волны, лимонный, золотистый. У художников есть своя терминология в определении цветов и их оттенков: краплак, умбра, индиго, лазурь, сиена. Сказанное свидетельствует о многообразии и неоднозначности цветовых оттенков в природе и живописи.

Характеристику конкретного цвета определяют три основных свойства цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Их называют объективными или «собственными» качествами цвета. Цветовой тон указывает на конкретную цветность: желтый, зеленый, фиолетовый, бордовый. Светлота в хроматических цветах означает степень приближения цветов к белому или черному (светлее или темнее). В художественной практике любой цвет делается светлее путем добавления белого пигмента (разбеливание) или темнее за счет примеси черного пигмента (затемнение). В том и другом случае меняется цветовой тон, например, разбеленный от красного цвета дает розовый, а затемненный – коричневый тон.