Смекни!
smekni.com

Культура древних обществ Востока (стр. 2 из 6)

Искусство. В искусстве аккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного, обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периода является отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполнен спокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владении аккадскими мастерами техникой работы по металлу.

Вавилонская культура. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного Старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее – Ассирия.

Религия. Во II тысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение бог Мардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почти повсеместно признан главным богом. В XIII–XII вв. до н.э. в Вавилоне сложился специальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху...»), в котором обосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступили верховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища – богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.

Из других богов большое значение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами была названа по-своему – Ану, Эйя и Энлилъ. Образ последнего стал постепенно сливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги – покровители небесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и других планет. Шамащ и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. Планету Венеру олицетворяла богиня Иштар.

Искусство и архитектура. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX–XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл и магическое кольцо.

Время расцвета последней державы Междуречья – Новова вилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, – это ворота богини Иштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь».

Наука. Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями в природе были составлены астрономические и метеорологические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями (синодический месяц). Этот промежуток примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луны и Солнца.

До нашего времени сохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробных чисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня; они решали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундах и градусах жива вавилонская шестидесятиричная система счисления. Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».

О развитии вавилонской медицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках. Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечислены признаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей, специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печени и желудка.

В Междуречье уже в III тысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в виде двух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины. Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.

Образование. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домом табличек», директора – «отцом дома табличек», а учеников – «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.

При школах и училищах имелись библиотеки * глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняных сосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и были снабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей и других учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.

Ассирийская культура. В начале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия – государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидянами.

Пожалуй, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта черта запечатлелась в их культуре.

Религия. Боги представлялись ассирийцам сильными, грозными, завистливыми существами. Человек по сравнению с ними казался существом ничтожным. Наиболее могущественным – «царем богов» – был объявлен Auiuiyp, покровитель одноименного древнего города.

Архитектура и искусство. Искусство Ассирии – своеобразный сплав элементов художественного творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войны определили особенность ассирийского зодчества – оборонительный, крепостной характер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцах имелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцы необычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневию водопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседних возвышенностей.

Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду – высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.

Тематика ассирийского искусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами, восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Для изображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условный разворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировал изображение правителей – идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II, Салманасара III и других царей.

Украшая покои царских дворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства они создали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластики считаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города», «Охота на льва», «Раненая львица» – композиции, представляющие основные темы ассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Они динамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием.

Просвещение. Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.