Смекни!
smekni.com

Культура древних обществ Востока (стр. 6 из 6)

Конфуций требовал вернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе. Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудром руководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжением этой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.

Государство он предлагал строить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всем выполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе. Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховного отца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обряды поклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться по иерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.

Приблизительно в одно время с Конфуцием жил Лао-цзы, основоположник религиозно-философского учения о связи человека с природой – даосизма.

Для китайцев Лао-цзы является, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторые зарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только из нескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологических сведений. Перу Лао-цзы приписывают философское произведение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категории данного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, его первоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с дао, и оно же придает этому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческое общество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно только на полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является тем выражением дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и дэ – одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их постижение является важнейшей задачей и любого мудреца, и каждого человека. Вмешательство в миропорядок тщетно, более того, мудрец должен понимать опасность такого вмешательства. Главным для сторонника даосизма является следование естественному ходу вещей. Дао – вместилище всех сущих и возможных вещей, событий, состояний мира.

Письменность. В эпоху Чжаньго появились первые авторские литературные произведения, основанные на фольклорно- мифологической традиции. Показательно в этом плане творчество выдающегося поэта Цюй Юаня (340–278 гг. до н.э.). Его лирика отличалась изысканностью формы и глубиной содержания. Созданная им ода «Скорбь изгнанника* заложила основу жанра фу, который получил в дальнейшем значительное распространение в китайской поэзии. Другим крупным поэтом эпохи был Сун Юй (290–223 гг. до н.э.). Его лирика пронизана оптимизмом, ощущением радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты.

Эпоха династий Цинь и Хань. В итоге долгой и тяжелой борьбы между царствами победу одержало царство Цинь, объединившее под своей властью всю страну. «Циньцами» стали называть всех древних китайцев. Существуют сходные названия Китая (латинское Синэ, английское Чайна, французское Шин). Основатель нового государства Цинь Шихуанди (221–207 гг. до н.э.), что означает «первый император династии Цинь», объявил Китай империей. Вскоре после его смерти власть перешла к династии Хань, которая правила с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Последний год условно считается окончанием китайской древности и началом средневековья.

Еще в период Чжаньго в Китае появились города с полумиллионным населением. В ханьской империи проживало около 60 млн человек, что составляло более 20 % населения тогдашнего мира. Ханьская эпоха считается временем наивысшего расцвета древнекитайской культуры – искусства, архитектуры, литературы, науки. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В ханьский период в некоторой степени была преодолена изоляция Китая. Связи с Ираном, Индией, странами Средней Азии и Средиземноморья удалось установить благодаря Великому шелковому пути, протянувшемуся на запад на 7 тыс. км. По этой дороге торговые караваны тянулись друг за другом – «один не упускал из виду другой» (выражение историка Сыма Цяня). Шелк был основным монопольным предметом экспорта Китая в древнем мире.

Письменность. При Цинь Шихуанди произошла масштабная унификация китайской письменности, положившая начало современному письму. Проведение реформы сопровождалось уничтожением при Цинь Шихуанди, противнике конфуцианства, всех книг, написанных с использованием старых систем письма. К концу периода Хань окончательно сложилась графическая система китайского письма, которая, претерпев изменения, существует и по сей день.

С середины I тысячелетия до н.э. в качестве материала для письма начали использовать шелк, но дорогая цена последнего не позволяла сделать еГ0 общедоступным. Во многом благодаря этому во II в. до н.э. появилась лимага – одно из самых значительных достижений китайской цивилизации. Однако далеко не сразу дешевая и удобная бумага вытеснила другие материалы. Представители высших классов еще в период династии Хань предпочитали использовать бамбук и шелк.

Наука. Древний Китай достиг больших успехов во многих областях зарождавшейся науки. Китайцами были сделаны и предвосхощены многие крупные научные открытия.

В древности скрываются корни своеобразной китайской медицины. Во всеобъемлющем труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тысячелетия до н.э.) подробно описана анатомия и физиология человека, раскрыты методы лечения многих заболеваний. Чжан Чжунцзин (150–219 гг. н.э.) разработал метод диагностики по пульсу, применяемый и сейчас китайской медициной. Начало развиваться иглоукалывание. Древние китайские медики использовали в лечебных целях травы, в том числе чай, который первоначально считался хорошим тонизирующим средством.

Научные знания особенно продуктивно развивались в тех областях, которые имели прикладное значение. Так, большое внимание уделялось изучению природных явлений, тесно связанных с календарными циклами, например, разливами рек. Необходимо было точно определять сроки сельскохозяйственных работ. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н.э.). Они вычисляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появление комет, обнаружили существование пятен на Солнце. Китайский ученый Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) сконструировал небесный глобус, описал 2500 звезд из 320 созвездий, выдвинул теорию безграничности Вселенной. Он же считается создателем уникального сейсмографа.

Древние корни имеют математика и геометрия. Китайские математики использовали число «пи», отрицательные числа, знали десятичные дроби. В Китае был изобретен компас, представлявший собой квадратную железную пластину со свободно вращавшейся на ее поверхности магнитной «ложкой», Ручка которой постоянно указывала на юг.

Литература. Особой популярностью пользовалась историческая литература, основоположником которой был Сыма Цянь (145 или 135 г. – ок. 86 г. до н.э.). Его 130-томная книга «Ши цзи» («Исторические записки») стала вершиной исторической науки древнего Китая. Сыма Цянь излагал свои исторические наблюдения ясным, доходчивым языком, использовал научно-критический метод, отделивший установленные факты от мифологических преданий, и пытался проследить причинные связи между событиями. В дальнейшем китайская историография опиралась на традиции, заложенные Сыма Цянем.

Архитектура. В Цинь-Ханьскую эпоху сложились основные черты традиционной китайской архитектуры. Общественное устройство, формы мышления и религиозные представления наложили отпечаток на архитектуру Китая. Для нее характерен консерватизм, следование канону, раз и навсегда установленным принципам, от которых архитектор не должен был отступать. Даже незначительные детали конструкций и цвета раскраски архитектурных элементов были канонизированы наподобие религиозных догматов.

Древнейшим сооружением, дошедшим до нашего времени, является Великая Китайская стена. Император Цинь Шихуанди возводил ее уже для защиты северных границ государства от набегов кочевников. В основном стена была построена в III в. до н.э. Работы по ее достройке, обновлению и реставрации продолжались с перерывами на протяжении последующих веков.

Первоначально стена сооружалась из щебня и земли, позднее – из камня и кирпича. Высота – 8–10 м, ширина – 5–8 м. Стена возводилась с таким расчетом, чтобы по ней могла пройти шеренга из восьми солдат или проехать четыре всадника (при необходимости по стене проезжали и повозки). Таким образом, такое оборонительное сооружение должно было служить и дорогой. Через каждые 100–150 м устанавливались массивные башни – всего 25 тыс. Невозможно точно установить длину стены: ее начальную и конечную точки по прямой разделяют 2450 км, но стена постоянно петляет; кроме того, есть ответвления. С учетом этого длина составляет примерно 6000 км.

Большое влияние на развитие китайской архитектуры оказало принятие буддизма. В отличие от Индии, где символом этой религии служит ступа, в Китае буддийскими мемориальными сооружениями являются многоярусные башни – пагоды. Многоярусная пагода восходит к архитектуре традиционного китайского жилища. Дальнейшее развитие и широкое распространение пагоды приходится на эпоху средневековья.

Новый подъем китайской культуры относится к средним векам. Однако именно в Древнем Китае были выработаны основные принципы и ценностные ориентиры, на которых традиционная культура и цивилизация базируются до сих пор. Выдающиеся достижения древних китайцев значительно обогатили общее культурное наследие всего человечества.


Список использованных источников

культура индия китайская месопотамия древняя

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.