Смекни!
smekni.com

Магическая медицина в первобытном обществе (стр. 1 из 4)

Курсовая работа

«Магическая медицина в первобытном обществе»

Введение

Задачей моей работы является ознакомление с истоками магической медицины и ознакомление с происхождением обрядов, заклинаний, песнопений, а также разнообразных сложных ритуалов, призванных излечить человека от недуга с помощью потусторонних, мистических сил.

В своей работе я поставила несколько целей, в одной из которых хотелось бы углубиться в историю создания магической медицины. Во второй рассказать о том, что включала в себя магическая медицина. А так же одна из целей включает в себя рассказ о лекарственных растениях, о целебных свойствах и использовании их в зельях при заговорах.

Вопрос об актуальности своей темы я считаю спорным.

Но все же склоняюсь что моя тема актуальна и сей час.

Хотя с одной стороны я нахожу магическую медицину неправильной, в особенности из-за того, что нельзя достичь полного выздоровления (да и вообще кого-то успеха в лечении) заговорами, обрядами, зельями. Слова и постукивание бубна, не заставят вирусы стремглав бежать из человеческого тела, не выведут токсины и не очистят кровь от пораженных лейкозом клеток. Смешанные в определённых пропорциях луговые травы, собранные за околицей деревни в полночь, без должной обработки так и останутся просто гербарием. Общеизвестно, что различные растения используются в лечении заболеваний, но сейчас людям точно известны списки тех из них, что обладают лекарственным действием, они собираются в определенных пропорциях, с учётом того, какие растения и содержащиеся в них вещества могут взаимодействовать друг с другом без нанесения еще большего вреда организму. И тем более, лекарственные сборы не требуют предварительного прочтения над ними заклинаний, в отличие от собранных различными шаманами. Все выше сказанное, в принципе, склоняет меня в стороны неактуальности выбранной мною темы.

Но в то же время магическая медицина и по сей день широко распространена. Даже скажу большее, мы сами периодически используем ее в повседневной жизни. Как один из самых распространённых моментов, приведу пример с икотой. Когда человек начинает икать, что он говорить? «Икота, икота, уйди на Федота» не так ли? А ведь это в чистом виде заклинание. Большое количество пожилого населения верят во всякие заговоры, обряды, ходят лечиться ни к врачам, а к знахаркам, шаманам, колдунам, как говорят «по старинке», считая, что это намного эффективнее.

Подведя всему этому небольшой вывод, скажу, что магическая медицина, все-таки является спорной в своей актуальности!

1. Что такое магия

Магия – самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени. Это явление, оказало огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от «рассудочной» деятельности и «знания» животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания – достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи.

Магия (греч. mageia – колдовство) – это вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков – людей – покровителей рода (предков–мужчин – при переходе к патриархату и предков–женщин – при переходе к матриархату).

Магия была, по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, где формирующийся человек получал уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины – об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.

1.1 Праобщина и зачатки врачевания

Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя – сформировавшегося человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей – архантропов (ок. 2 млн лет тому назад – 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей – палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс лет тому назад – 40/35 тыс лет тому назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и длялечению недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей – ав­стралопитеки – наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эм­пирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами. Они заботились о больных сородичах, о чем свидетельствует находка Юджина Дюбуа на о. Ява – бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз). Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольной инди­вид неизбежно бы погибнул на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой (становление социальных отношений про­ходило на самых ранних этапах развития человеческого общества).

Начатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

Тем не менее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидетельствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших и магиче­ских действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека:

1) эмпирический опыт,

2) обобщение результатов эмпирического опыта

3) абстрактное мышление.

Первая и вторая сферы в своем развитии хроноло­гически опережали третью, которая оформилась лишь на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам.

Древние люди (палеоантропы) – предки человека современного вида – жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них начальных абстрактных пред­ставлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил – т.е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального. Древнейшие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад (в пещерах ЛеМустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму на территории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).

В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар–I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в ре­зультате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).