Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси эпохи Средневековья (стр. 5 из 6)

Развитие ремесел и прикладного искусства. Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело. Творчески обогащая эти и другие виды народного прикладного искусства, простые ремесленники и мастера практиковали разнообразные приемы плавки, литья, ковки, волочения, гравировки, штамповки, а также совершенствовали технологии эмали, скани, черни, инкрустации. Для производства домашней утвари, оружия, украшений, орудий труда использовались дерево, железо, бронза, медь, серебро, золото, стекло, камень, кость. Славились мастерством полоцкие золотари, о чем свидетельствуют, например, «следы» четырех ювелирных мастерских X–XII вв., обнаруженные археологами.

Сохранилось множество технически филигранных изделий высокого эстетического уровня. Самым известным памятником ювелирного искусства являлся уже упоминавшийся крест, созданный мастером Лазарем Богшей в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой и переданный ею Спасской церкви женского монастыря. Похожие кресты были широко распространены в Византии и южнославянских странах.

Богша сделал крест из твердого дерева, украсил его золотом, серебром, бронзой, драгоценными камнями. Деревянное основание обложил золотыми пластинками с миниатюрами, изображавшими святых христианской церкви (в том числе четырех евангелистов, саму Евфросинью, ее родителей, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила), которые перемежались с орнаментальными изображениями фигур. В крест он вмонтировал святые реликвии: частичку креста Господнего с каплями крови Иисуса, кусочек камня от гроба Богородицы, части мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Дмитрия. Все миниатюры мастер выполнил в технике перегородчатой эмали, отдав предпочтение синим, красным, белым и зеленым цветам.

Крест Евфросиньи был не только памятником ювелирного мастерства, но и уникальным свидетельством письменности, религии, хозяйства начального периода белорусской истории. Надписи на нем давали представление о правилах правописания той эпохи, кроме того, они сообщали, кто и когда сделал крест, сколько и какого материала было потрачено, сколько стоили труд и драгоценные металлы. Судьба креста оказалась сложной и загадочной. В начале Великой Отечественной войны он исчез из здания Могилевского обкома партии и следы его затерялись. Учитывая значение этой национальной святыни, участники съезда белорусов ближнего зарубежья (1992) предложили создать копию реликвии. После многочисленных экспериментов и большой подготовительной работы брестский мастер Н. Кузьмич выполнил этот сложный, но почетный заказ. Крест передан в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь. В последующем мастер воссоздал и раку (гроб-саркофаг для хранения мощей) Евфросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. В этой работе чувствуется влияние византийского, романского и древнерусского стилей. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

С появлением гончарного круга производство предметов из глины стало более технически и эстетически совершенным. Керамические изделия украшались прямыми, волнообразными, зигзагообразными линиями, насечками в виде елочек, цепочек.

В XIV–XV вв. было налажено производство художественного стекла в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Турове. Из него делали разноцветные браслеты, а также кубки, сосуды, бокалы. Дома богатых горожан имели стеклянные окна.

На территории Беларуси найдено много декоративных шахматных фигурок, пуговиц, печатей, крестиков и других изделий, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерства наших предков. Так, самыми ранними образцами шахматных фигурок, выполненных из камня или кости, являются фигурки коней, найденные на реке Менке под Минском (XI в.), в Новогрудке и Турове (XII в.). В других местах обнаружены также старинные шахматные слоны, ладьи, пешки, короли, ферзи.

Изобразительное искусство. По мере строительства христианских храмов все более распространялась культовая живопись, соединявшая местные традиции с лучшими византийскими и старорусскими иконописными образцами. Наиболее давними являются фресковые росписи Софийского собора XI в., Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей первой половины XII в. в Полоцке. В Спасо-Преображенской церкви привлекают внимание фрески «Голова святой», «Молящийся святой», «Василий великий». Известно, что церковь расписал мастер Кузьма с помощниками. Реставраторами найдено и восстановлено много рисунков. Для фресок Спасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность, духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической византийской манерой живописи XI– XII вв., а также, вероятно, с приемами романского искусства.

В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм – наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

В XIV–XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.). В упомянутых и им подобных образцах еще прослеживаются традиции древнерусского искусства. Одновременно в стиле белорусской иконописи обнаруживается связь с западноевропейским культовым искусством. Убедительным тому примером может служить найденная в Слуцком районе икона «Богоматерь Одигитрия» (конец XV – начало XVI в.), в которой используется древнерусская манера письма в сочетании с приемами белорусского культового искусства и одновременно угадывается влияние итальянской и так называемой итало-критской школ религиозной живописи эпохи Возрождения. Обращает на себя внимание богатая орнаментация нимба и фона. Образы святых, строгие и неподвижные, полны печали, но их глаза – живые человеческие глаза. Эта деталь придает ликам печать земной духовности.

В целом в эпоху средневековья для белорусской иконы были характерны живость и жизнеподобие образов святых (они смотрят на землю), богатство орнаментальных украшений оклада и фона (узорчатость), сочность и яркость красок. В византийской иконе преобладают темные тона и сухие суровые лики. Белорусская икона отличалась от русской тем, что нимб над головой Христа, Богоматери, святых орнаментально прорабатывался. В русской же иконе он всегда был гладким.

'Одигитрия (с греч. – Путеводная) в византийской иконографии – один из ведущих канонических изображений Богоматери с младенцем, сидящим на левой руке с жестом благословения. Название происходит от константинопольского монастыря Одегон. Этот иконописный многовариантный канон встречается уже в древнерусском искусстве домонгольского периода.

Произведений светской станковой живописи, датируемых XIV–XV вв., на территории Беларуси не найдено. Однако есть свидетельства о появлении в последние два века белорусского средневековья предпосылочных образцов портретного жанра, которые зафиксированы в контексте культовой фресковой живописи. Имеются в виду отретушированные лики государственных деятелей, князей, княгинь и членов их семей. Так, в «Хронике» М. Стрыйковского есть запись о виденных им на фресках в Замковой церкви Витебска изображениях княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда. В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А. Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжеские дворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах. Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблин и другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короля Ягайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художников на территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеют большую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точки зрения становления культурных связей двух соседних народов.

В XII–XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485–1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков. Среди них есть и миниатюры, обращенные в далекое прошлое. Образы евангелистов Матвея, Марка, Луки, Иоанна встречаются в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском и ряде других евангелий, славящихся своим художественным оформлением. Со временем в белорусской миниатюре усилилось западноевропейское влияние, проявившееся в жизнеподобных картинах, исторических и бытовых сценках, напоминающих сюжетные композиции мастеров итальянского Проторенессанса и Раннего Возрождения.