Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси эпохи Средневековья (стр. 6 из 6)

Культурный быт наших предков, их обрядовый фольклор были тесно связаны с пением, музыкой, танцами, театрализованными выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров, жонглеров. По городам и весям ходили «веселые люди» – скоморохи, для которых нехитрое искусство было главным занятием и средством существования. Скоморохи участвовали в языческих и христианских обрядах, сопровождали войско в военных походах, без них не обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники. О выступлении скоморохов рассказывают рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусский мастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал древний белорусский музыкальный инструмент хорум, напоминающий тыкву-шар с вставленной в него жалейкой. Несколько ранее, в 1980-е гг., он реконструировал сурму, басэтлю, дуду, усовершенствовал лиру и жалейку.

К музыкальным инструментам, возникшим в период становления белорусской народности, относятся также трубы, бубен, рог, гусли, барабан и другие традиционные для восточных славян инструменты. С принятием христианства стало развиваться церковное пение, адаптировавшееся к этническим музыкальным традициям, национальному мелосу.

В средние века произошло формирование новой народности, солидаризировавшейся с мигрировавшими на ее территорию этносами, становление уникальной пограничной цивилизации, утвердилась белорусская государственность. Сложились национальная картина мира со своими базисными символами, литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам стиль культуры коренной народности, который усваивали и обогащали соседние национальности. Однако ход становления национальной цивилизации существенно осложнили размежевание и колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство между православием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиям выдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональный раскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие, эстетическую выразительность и духовную насыщенность.

Белорусская культура IX–XV вв. набирала силу, следуя демократическим тенденциям, воздействовала на бытовой уклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Отечественная культура в эпоху средневековья испытывала влияние культур других стран и народов и, в свою очередь, оказывала обратное воздействие. На всех направлениях ее развития сформировались свои национальные школы, подходы и стили, появились высококвалифицированные мастера-ремесленники и талантливые зодчие, создавшие самобытные произведения и архитектурные сооружения.

В эпоху средневековья на белорусских землях интенсивно развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное искусство; совершенствовались мелкая пластика, техника фрески, иконописи, книжной миниатюры; возникали новые стили и направления художественного творчества; оттачивалось мастерство ремесленников, а вместе с ним ширился ассортимент и росло эстетическое качество их изделий. В прикладном искусстве широко использовался орнамент, им украшались оружие, одежда, книги и др. Обязательными элементами орнамента были кресты, розетки и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиков по дереву и мастериц вышивки последующих поколений. С перепиской книг и расцветом искусства книжной миниатюры связано развитие графики, до сих пор почитаемой в Беларуси.


Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.