Смекни!
smekni.com

Представление о культуре на Древнем Востоке, в античности, в средневековье, в эпоху Нового врем (стр. 3 из 4)

10

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа неодно­кратно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, осо­бенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпае­мые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культу­ры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелев­шие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, ста­ли вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подра­жали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с не­обходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

11

2. Возникновение эволюционических , циклических теорий развития культуры в XIX -XX вв. Концепция диалога культур в науке XX века.

Есть немало идей и теорий, без которых просто немыслимо предста­вить себе современную культурологию. Однако существует не так много выдающихся концепций, которые наложили неизгладимую пе­чать на всю проблематику культурологии и определили развитие культурологической мысли. В этой главе мы рассмотрим ряд таких концепций. Конечно, недостаток объема не позволяет осветить их бо­лее или менее подробно, и поэтому мы остановимся лишь на самых главных и принципиальных вопросах.

«Вызов и Ответ» —движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби

Адрнольд Тойнби (1889-1975) был по специальности историком, и его многочисленные труды посвящены развитию мировой культуры. Од­нако заслуга Тойнби как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби — «цивилиза­ций»), но и в создании общей концепции развития культуры.

Тойнби исходит из существования многих раз­личных культур, каждая из которых обладает своей собственной ис­тиной. «...Утверждать, что ныне существующее общество — итог чело­веческой истории, — значит настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки. Но так как подобные эгоцентри­ческие иллюзии свойственны были людям всегда, не стоит искать в них научную доказательность». Тойн­би не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкну­тый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступа­ет у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предначертанное ему извне, и Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры.

У Тойнби плодотворность идей не снижается от автор­ского способа их выражения. Тойнби начинает с того, что отказыва­ется рассматривать историю как реализацию одного детерминирую­щего фактора: «...Причина генезиса цивилизаций кроется не в един­ственном факторе, а в комбинации нескольких; это не единственная сущность, а отношение». Итак, историю творит отно­шение, но какое? Тойнби видит в истории реализацию божественно­го начала, стремящегося к совершенству своего культурно-

12

истори­ческого воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними пре­пятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса. «...Функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превра­тить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, спо­собствующий реализации потенциально возможных творческих ва­риаций». Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт куль­турно-исторического созидания.

Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющим себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые сто­роны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «Отве­ту», т. е. к новому творчеству. «...Дьявол обречен на проигрыш... (...) Зная, что Господь не отвергнет... предложенного пари, Дьявол не ве­дает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведо­ма».

Тойнби склоняет­ся к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению. «Известна концепция, согласно которой объект спора между Богом и Дьяволом есть воплощение Бога. Это центральная те­ма Нового завета. (...) Концепция, согласно которой предмет спора (т. е. человек. – С. Ж.) одновременно является и воплощением Дьявола, ме­нее распространена, но, возможно, не менее глубока. (...) Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое..., арену и состязающегося...; ибо та часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, — лишь пролог, тогда как само содержание пьесы — земные страсти человека ». Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творчес­ким человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему приро­да, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возмож­ны разные Ответы на один и тот же Вызов. В осознании этого фун­даментального обстоятельства и состоит непреходящее значение концепции Тойнби.

13

Человек, творчество, культура в философии Бердяева

Философия Н. А. Бердяева (1874-1948) явилась гениальным выра­жением духовного драматизма переломной эпохи, когда человечес­кий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм и способов воплоще­ния. Трудно найти серьезную философскую или культурологичес­кую проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмыс­ления в трудах Бердяева. Для культурологии работы Бердяева зна­чимы прежде всего тем, что в них раскрывается драма культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку свободы.

Бердяев исходит из нового философского понимания духа, преодо­левая обезличивающую трактовку классического. Здесь он мыслит в рус­ле христианской традиции, но наполняет ее новым философским со­держанием. По Бердяеву, дух есть та­кое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пре­делы необходимости, ставит человека «по ту сторону» предметного мира, «по ту сторону» рационального мышления. И в то же время дух принадлежит человеку, сотканному из плоти и вписанному в поря­док общественной жизни; именно дух соединяет сферу человеческо­го со сферой божественного: «Дух одинаково и трансцендентен (т. е. запределен, потусторонен, надмирен. – Авт.) и имманентен (т. Е. посюсторонен, укоренен в этом мире. – Авт.

По Бердяеву, дух есть свобода, но и дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безлич­ный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека — от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божественное происхождение: свобода коренится в том безначальном и до-бытийном «ничто», из которого Бог сотворил мир. Свобода есть великая неопределенность и великий риск, в ней кроется как возможность добра и бесконечного возвышения челове­ка, так и возможность зла и бесконечного падения. Свобода духа есть подлинный источник всякой творческой активности. Свобода не свя­зана ограничивающими путами и условиями бытия, но сама способ­на творить новое бытие. «Дух есть свобода, свобода же уходит в до­бытийственную глубину. Свободе принадлежит примат над бытием, которое есть уже остывшая свобода. (...) Поэтому дух есть творчест­во, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая сво­бода духа первична. (...) Но дух не только от Бога, дух также от на­чальной, добытийственной свободы, свобода в Боге и свобода от Бога. ...Таким образом Бердяев от­стаивает достоинство человека как творца культуры.

14

Концепция игровой культуры
(Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский куль­туролог Й. Хейзинга (1872-1945). Игра, в концепции Хейзинга — это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homoludens» — «Человек играющий» он поднимает самые глубокие плас­ты истории и развития культуры — игровые. «Культура, — пишет он, — не происходит из игры как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Все куль­турное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры».

Различные версии такой концепции обнаруживаются в твор­честве Е. Финка, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Гадамера и других культу­рологов XX века. Можно проследить точки совпадения и точки рас­хождения Й. Хейзинги как с авторами-современниками, так и с фи­лософами более раннего периода.