Смекни!
smekni.com

Представление о культуре на Древнем Востоке, в античности, в средневековье, в эпоху Нового врем (стр. 4 из 4)

Голландский исследователь в своих трудах опирается на исхо­дящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтика­ми традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, не­заинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человечес­кого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных.

Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности, человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутству­ет и во всех сферах материальной культуры и определяет содержа­ние ее форм.

Немаловажную функцию в реализации игрового начала вы­полняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. Общественные идеа­лы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с об­ластью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как,

15

например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрожде­нию идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, «своих» ориентиров.

Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково ве­лика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мыс­ли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы.

Анализ современного культурного состояния в аспекте игры предпринял испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Являясь беспо­щадным критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в ны­нешнем столетии, Ортега-и-Гассет противопоставляет ей подлин­ную «живую» культуру, которую человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу спонтанной внутренней потребности. Ха­рактеристика «живой» культуры, данная испанским философом, со­звучна критериям игры Хейзинги. Сущность культуры, по мнению этих мыслителей, составляют спонтанность и отсутствие прагмати­ческой установки. Из конкретных элементов такой культуры скла­дывается «элитарный» пласт культурного процесса, противостоя­щий натиску массовой культуры.

Игра рассматривается как важнейший феномен человеческо­го бытия в числе четырех других — смерти, труда, господства и люб­ви — немецким философом Е. Финком. Игровое начало пронизывает всю человеческую жизнь и определяет способ понимания бытия. В отличие от Хейзинги Финк считает игру важнейшим способом ре­ализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру. Фантазия как способ оперирования воображаемым присуща только человеку. В игре, основанием которой служит фантазия, он реализует высокие духовные потенции. Так происходит возвыше­ние человека над природой и рождение культуры.

Игровой принцип не раз будет использоваться исследователя­ми при решении общетеоретических вопросов культуры, для анали­за частных явлений культурной практики, ее различных форм, со­циальных феноменов и т. д. Например, при сравнении с игрой языка (идеи Ф. де Соссюра и Л. Витгенштейна), при обнаружении четырех типов игр в социальной семиотике (Р. Кайюа), при использовании иг­рового принципа в теории постмодернизма (Ж. Деррида).

16

Концепция диалога культур в науке XX века.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каж­дая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться пу­тем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, ис­ходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и мето­дов философии, которая выступает методологической основой культурологии.

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культуроло­гия не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда ад­ресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предме­та нуждается в понимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объ­яснением. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур.

Поэтому культурологию ни в коем случае нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достиже­нием культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обога­щать и глубже постигать свою собственную культуру. Заметим, что иногда акцент на «понимающую» сторону культурологии приводит к появлению работ, по своему стилю напоминающих художественные произведения и нередко являющиеся таковыми (это прежде всего относится к философии экзистенциализма, идеи которой оказали ог­ромное влияние на культурологию XX в.). Несмотря на непривычность такого жанра, он является необходимой составляющей гума­нитарного познания вообще .

17

3. Проблема определения культуры в современной науке, понятие концепта.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодей­ствуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографи­ей, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и ре­шая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпири­ческие) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яр­кости образов приближающиеся к уровню художественного произве­дения. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаружива­ет в нем смысловое содержание, реализацию творческого человече­ского духа. Проблемы современной культурологии прежде всего свя­заны с возможностями и перспективами человека, открывающего че­рез культуру (в том числе через иные культуры) драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подведем итог к вышеизложенному. В этих вопросах мы рассмотрели, как развивалась культура. Отдельные регионы внесли свой не мало важный вклад в основание культуры. Мы рассмотрели характерные черты культуры Древнего Востока, где обожествляются не только природные стихии, но и поднявшая­ся над человеком мощь деспотического государства. Античности, ограниченная пространством (в основном по­бережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по пра­ву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров, которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. И эпоху Возрождения, рассматриваемую исследователями западно-ев­ропейской культуры, как переход от средних веков к Новому Време­ни, от общества феодального — к буржуазному.

Так же мы обратили внимание, что в культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.

Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яр­кости образов приближающиеся к уровню художественного произве­дения

19

Список используемой литературы:

Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира //Новый мир. 1990.

Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.

Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М., 1992.

Васильев Л. С. История Востока. В 2-х тт. М., 1994.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Радугин А. А. Культурология. 1997.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 1991.

Литература Древнего Востока: Тексты. М., 1984

.

20