Смекни!
smekni.com

Рок-концерт как форма досуга молодежи. Особенности организации (стр. 2 из 3)

Члены групп всерьез разрабатывали свой образ на сцене, специально заказывая костюмы и подбирая интересную атрибутику. Сегодня весь мир знает группу Kiss, которая прославилась во многом благодаря своему внешнему виду и подаче на сцене. Талантливый музыкант Дэвид Боуи (David Bowie), не получив должного признания в начале карьеры, придумывает образ Зиги Стардаста, пришельца с Марса, похожего на андрогинна, одевающегося в футуристические одежды и носящего эффектный грим. Вместе с ним с красной планеты на Землю прилетели музыканты – настоящие марсианские пауки. Ошеломительный успех ожидал в конце 70-х британских металлистов Judas Priest, вокалист которых первым облачился на сцене в одежду и аксессуары из магазина для взрослых, подарив миру привычный теперь образ металлиста в коже и цепях. Финская группа Lordi, победившая в 2006 году на Евровидении, создала себе целую мифологию: каждый из членов группы представляет собой монстра с собственной биографией, красочно ужасной внешностью и соответствующим одеянием (например, гитарой в виде огромного топора). Многие современные группы, особенно если того требует выбранный ими музыкальный стиль, активно разрабатывают свой сценический образ, не жалея на это ни сил, ни средств.

Вслед за осознанием важности продуманного имиджа рок-музыканты открыли для себя другую сторону сценической деятельности, которая могла бы приносить им неплохой доход. Многие группы и отдельные исполнители расширили свой творческий потенциал от простого музыкального выступления к поставленному шоу. На сцене артисты стали использовать пиротехнику, выполнять сложные акробатические трюки, создавать целые миры из декораций, максимально приковывая внимание зрителя к своему перфомансу. Новатором в превращении рок-концерта в целое шоу по праву считается группа Kiss, которая обладала словно даром прозрения, умело превращая в деньги все, чему они давали свое имя. Рок-исполнители Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) и Элис Купер (Alice Cooper) в 80-х годах были похожи на соперников, так как каждый заявлял, что «он король ужаса», подкрепляя свой титул самыми страшными трюками на сцене. Все же в данном соперничестве пальма первенства досталась Оззи: история с откусанной мышиной головой во время выступления уже стала мифом рок-музыки.

И, конечно, было бы неправильным, говоря о современном рок-концерте, не выделить немецкую группу Rammstein. Этот коллектив вот уже на протяжении 15-ти лет поражает весь мир своими сложнейшими представлениями, в которых огонь, световое и цветовое оформление, акробатика, костюмированность представления и прекрасный интерактив сочетаются с профессионализмом и потрясающей подачей музыкантов. Шестерым участникам этой группы удалось выйти на новый уровень создания рок-шоу; найти правильное сочетание театрального и, можно сказать, циркового представления, «раскрасить» тяжелую рок-музыку с неплохим смысловым наполнением в яркие краски, которые обычно ассоциируются с миром поп-музыки. Только представьте себе: для перевозки аппаратуры и элементов сценического оформления во время гастрольного тура группе требуется более 30-ти фур. Rammstein сделали за свою карьеру четыре шоу-программы, которые были показаны с неизменным успехом практически во всем мире. Что примечательно, творчество группы во многом благодаря концертам было принято в Америке, что для большинства европейских артистов просто недосягаемо.

Таким образом, мы выяснили, что рок-концерт представляет собой форму продвижения альтернативного музыкального искусства. Творческую деятельность отдельных рок-групп и исполнителей характеризует не только потребность донести свою музыку до слушателя, но и склонность к эпатажу и стремление превратить концерт в настоящее фееричное шоу.

Давайте рассмотрим рок-концерт в контексте социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

3. Рок-концерт – одна из популярных форм досуга

Рок-концерт как досуговую форму можно рассматривать с точки зрения социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Нам бы хотелось, в первую очередь, поставить рок-концерт в социокультурные рамки и проанализировать, какие функции характеризуют данную форму. Для этого мы обратимся к основным функциям социально-культурной деятельности: коммуникативной, информационно-просветительной, культуротворческой и рекреативно-оздоровительной.

В ходе проведения рок-концерта коммуникативная функция осуществляется на групповом и организационном уровне. Общение в клубе осуществляют малые группы людей. Приходя в клуб, молодежь располагает возможностью не только послушать музыку, но пообщаться с друзьями и знакомыми, найти новых единомышленников. Организация концерта требует его освещения в СМИ и интернете, на телевидении и через другие средства коммуникации. Для молодых групп, которым еще предстоит сформировать круг своих слушателей, главным средством общения является интернет. Посредством социальных сетей, специальных сайтов-афиш, сферы блогов и дневников начинающие музыканты активно распространяют свой музыкальный материал и сообщают о предстоящих концертах. Таким образом, коммуникация осуществляется на организационном уровне.

Рок-концерт выполняет информационно-просветительную функцию, так как является формой продвижения альтернативного музыкального искусства. Здесь же следует сказать о культуротворческой функции. Группы занимаются сочинением музыки и стихотворных текстов, играют свой репертуар в клубах, тем самым удовлетворяя свою потребность в творчестве и донося его до публики. Можно сказать, что каждая рок-группа занимается и культурно-досуговой деятельностью, создавая музыкальные произведения, и социально-культурной, осуществляя их реализацию в массы. Но невольно встает вопрос, какого качества эти произведения; можно ли назвать их достойными для прослушивания, оценить с точки зрения художественной культуры. К сожалению, основную массу начинающих групп характеризует некомпетентность в создании музыкального материала, освоении инструментов. В клубной сфере среди организаторов особенно популярными являются так называемые «сборные солянки», где начинающие группы выступают, отдавая деньги за участие. Такие концерты посещают, в основном, друзья музыкантов. Только имея действительно интересный материал, у групп есть возможность попасть на более посещаемые концерты, стать разогревающей командой состоявшихся музыкантов и узнать, что же такое гонорар.

Теперь давайте рассмотрим рок-концерт в контексте рекреативно-оздоровительной функции. Рок-концерт представляет собой форму коллективного досуга, в котором сочетаются активная и пассивная направленность. Кто-то приходит в клуб послушать музыку и просидеть весь вечер за стойкой бара. Другой, напротив, отправляется на концерт, чтобы потанцевать или «послэмиться»[8]. Не смотря на наличие определенной программы (продуманного выступления команд), обычные клубные концерты нельзя назвать организованными. На сцене вы не увидите ведущего: вместо него диалог с залом осуществляют участники коллективов. В перерывах между выступлениями звукорежиссер ставит музыкальное сопровождение, но иногда случается и отсутствие заполнения, что приводит к уходу зрителей с танцплощадки. Интерактив со зрителями, организованные конкурсы и наличие ведущих – это прерогатива концертов с участием более известных команд. На наш взгляд, отсутствие организованности рок-концертов как досуговых мероприятий – это существенный минус, который пока никак не решается в клубной сфере. Результатом неорганизованности является вялая реакция публики и ее желание поскорей уйти после выступления своих друзей, что оставляет многие группы без «чужой» публики и, соответственно, отнимает ценный опыт выступления перед незнакомыми людьми.

Что касается оздоровительного характера рок-концертов, то здесь перед нами двоякая ситуация. С одной стороны, нас ждут неутешительные и очевидные факты. В большинстве клубных учреждений не работает система «до 18-ти» и «до 21». Лишь в нескольких рок-клубах Москвы охрана активно проверяет возраст своих посетителей во время проведения вечерних и ночных концертов (с 17 до 23 часов; с 23 до 06 часов). Работники баров, за счет которых клуб получает основной доход, в основном проявляют халатность, продавая алкоголь и сигареты несовершеннолетним. Также в клубных помещениях не существует разделения на зоны для курящих и некурящих посетителей, что достаточно проблематично: после концерта, даже малочисленного по посещению, ваши вещи и волосы пахнут сигаретным дымом, что уже говорить о кашле и некомфортном состоянии. С другой стороны, посещение рок-концерта любимой группы – это прекрасный способ релаксации, повышения настроения. Даже те, кто участвует в «слэме», выходя из клуба в синяках и ссадинах, испытывают своеобразное психофизическое очищение. В такой форме подростки выплескивают накопившуюся агрессию и заряжаются положительными эмоциями.

Таким образом, можно утверждать, что рок-концерт представляет собой досуговую форму, частично выполняющую важнейшие функции социально-культурной деятельности. Теперь давайте рассмотрим рок-концерт как продукт культурно-досуговой деятельности.