Смекни!
smekni.com

Рок-концерт как форма досуга молодежи. Особенности организации (стр. 3 из 3)

«Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности»[9]. По всем указанным выше параметрам можно провести детальный анализ рок-концерта в рамках культурно-досуговой деятельности. Более того, можно утверждать, что рок-выступление следует рассматривать как культурно-досуговую программу, которая является конечным продуктом и, следовательно, объектом культурно-досуговой деятельности.

Как пишет В.Г. Кузнецов, «одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства, способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека»[10]. Музыкальный материал составляет основное содержание рок-концерта как программы. Музыка становится первичным видом искусства, тогда как театрализация представления отходит на второй план.

Давайте рассмотрим некоторые сценарно-режиссерские технологии, которые можно применить, создавая программу рок-концерта в условиях клубного учреждения.

4. Применение сценарно-режиссерских технологий при создании программы рок-концерта.

Под термином «сценарно-режиссерские технологии» понимается совокупность знаний о формах, методах, приемах создания программ, в том числе и культурно-досуговой направленности, которые должны отвечать нравственно-эстетическим и моральным критериям, оказывать определенное воздействие на личность зрителя.

Важнейшим компонентом создания любой программы является драматургия, которая, к сожалению, редко применяется на должном уровне в процессе организации и проведения рок-концертов в клубных учреждениях. Но среди массы коллективов можно встретить группы, которые видят необходимость в «конструировании» своего выступления.

Во-первых, музыканты продумывают порядок исполнения музыкальных композиций, т.е. выстраивают драматургию музыкального материала. Концертное выступление строится по принципу популярности песен, их узнаваемости зрителем.

В начале звучат композиции, которые могут «разогреть» интерес зрителя. Многие команды предпочитают сочинить специальную интерлюдию (intro), которая настаивает слушателя и по окончании органично вливается в первую песню.

В середине выступления актуальным считается представить новую композицию группы или сыграть медленную песню – таким образом сет группы делится как бы на две половины. Исполнение новой песни, не знакомой слушателю, может быть как успешным, так и провальным. Но в случае неудачной премьеры положение будет спасено второй частью выступления, где музыканты обычно играют уже проверенный материал. Медленная композиция выполняет немного другую функцию: она дает зрителю возможность «перевести дух»: просто постоять, потанцевать медленный танец, выпить прохладительные напитки.

В завершении выступления команда исполняет свои самые популярные песни, может выйти на «бис».

Во-вторых, многие коллективы активно пытаются использовать элементы визуализации на концерте. Но здесь существуют определенные проблемы. Без договоренности со звукорежиссером, который обычно занимается и звуком, и светом, нельзя четко продумать соотношение музыкального материала и света в зале. Часто оригинальные идеи музыкантов, которые хотели бы выстроить цветомузыкальный номер с помощью «игры» софитов, оказываются не реализованными.

Стоит отметить и подчас ужасное состояние сцены, на которой выступают начинающие группы. В некоторых клубах сцена занимает настолько маленькое пространство, что не все музыканты могут на ней поместиться. Также владельцы клубных учреждений позволяют себе халатное обращение с техническим обеспечением, в результате чего зритель «довольствуется» некачественным звучанием групп.

Многие команды разрабатывают свой имидж и манеру поведения на сцене, репетируют синхронные движения и придумывают так называемые «фишки», благодаря которым они запоминаются зрителям. Впрочем, здесь встает уже вопрос другого рода: что важнее для музыкантов – донести свою музыку или запомниться людям именно своим внешним видом.

Если говорить о порядке выступления команд, то здесь о драматургии выступления говорить не приходится вообще. Большинство организаторов интересует, к сожалению, материальный аспект выступлений молодых команд, нежели их творчество. Если концерт с участием состоявшихся музыкантов предполагает выстраивание по «весомости» артистов, то так называемые «сборные солянки» для молодых групп лишены всякой логики.

Таким образом, можно сказать, что применение сценарно-режиссерских технологий в создании клубных рок-концертов для начинающих музыкантов находится в «зачаточном» состоянии. Большинство молодых исполнителей уделяет внимание визуализации своих выступлений, из чего можно сделать вывод: рок-музыка и ее исполнение изначально направлены на эпатирование публики. Но, если сравнивать организационные условия западных рок-клубов и российских (в частности, московских), ситуация выглядит неутешительно.

Заключение

Рок-концерт как современная форма досуга представляет собой широкое «поле» для творческой деятельности. Перед работниками социокультурной и культурно-досуговой сферы стоит множество интересных задач по созданию отточенных технологий проведения рок-концерта как культурно-досугового мероприятия.

Говоря об организации рок-концерта в условиях клубного учреждения, следует учитывать:

· Частое отсутствие комфортных условий для начинающих музыкантов, в которых они могли бы многогранно проявить себя

· Ряд спорных моментов в деятельности клубных учреждений, основным контингентом которых являются любители рок-музыки

· Превосходство материального аспекта организации концертов для начинающих групп перед аспектом творческим

На протяжении всего своего становления социально-культурная наука активно следила за состоянием клубного учреждения. И, не смотря на сегодняшний статус клуба и направленность его деятельности, ученые и практики социокультурной сферы не должны оставлять данную клубную форму досуга без внимания.

Список литературы:

1. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.

2. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Учебное пособие. – Екатеринбург, 2006. – 424 с.

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004. – 539 с.

4. Козлов В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо / Владимир Козлов. – СПб.: Амфора. Тид Амфора, 2008 – 352 с. – (серия «Sub[культура]»)

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

6. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. – М., Практика, 2001. – 1095 с., илл.

Ссылки в интернете:

1. ru.wikipedia.org/ – Википедия – свободная энциклопедия;


[1] Автор ссылается на проведенный им опрос студентов и школьников, в котором были представлены следующие направления: поп-музыка, рок-музыка, альтернатива, танцевальная музыка, фольклор, классическая музыка, фолк, hip-hop и r&b, джаз и ритм-энд-блюз.

[2] Большой Энциклопедический словарь, М., 2004, с.568

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki /Концерт_(мероприятие)

[4] Финкельштейн Э. Музыка от А до Я, Сб., 1992, с.48

[5] Collegium Aureum (лат. «золотое сообщество») – название немецкого ансамбля, осн. в 1672 году.

[6] Мюзик-холл – 1. помещение, в котором можно было курить, выпивать и смотреть постановки. 2. Вид популярной музыки, исполнявшейся там же. 3. Оно же варьете.

[7] Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Учебное пособие. – Екатеринбург, 2006, с.208

[8] Слэм - агрессивное развлечение зрителей на концертах тяжелых стилей музыки, являющееся подтверждением положительной реакции публики. Его характеризуют толчки, врезание друг на друга, хаотичное движение внутри круга, который специально образуют во время слэма. В культуре слэма существует своя этика: например, во время падения одного из его участников, слэмеры должны остановиться и поднять товарища, чтобы его не задавили.

[9] Культурно-досуговая деятельность, М., 1998, с.76

[10] Культурно-досуговая деятельность, М., 1998, с.318