Смекни!
smekni.com

Анализ монографии А.Я Гуревич Избранные труды. Культура средневековой Европы по дисциплине В (стр. 5 из 6)

Введение и постепенное укрепление новой структуры загробного мира, в которой наряду с адом и раем вырисовываются контуры «тре­тьего места», едва ли выразило одно только укоренение в массовом со­знании идеи линейного хода времени. Кратковременность пребывания души в чистилище отнюдь не воспринималась как общее правило, и упомянутые сейчас заботы людей XIV и XV веков о бесчисленных мессах за упокой их душ свидетельствуют о том, что мысль о чистилище страшила и побуждала предпринять все возможное для того, чтобы сократить муки в «третьем ме­те».

Попасть в чистилище можно было и при жизни. Желающие посетить его отправлялись в Ирландию и пытались проникнуть в «Чистилище Святого Патрика», и, как передают, одни выходили из него невредимы­ми, а другие пропадали.

Внедрение идеи чистилища в картину потустороннего мира запад­ного христианства, как представляется, усиливало ту сторону миросо­зерцания средневековых людей, которая была обращена к смерти и искуплению. Это миропонимание не переставало быть «религией мерт­вых», — напротив, заботы о душах чистилища сделались более настоя­тельной потребностью, неотъемлемым аспектом жизни. В конце сред­них веков одержимость мыслью о смерти и тем, что за нею воспоследу­ет, еще более возросла.

2.4 Проповедь и социальная критика

Проповедь представляла собой главнейший канал интел­лектуальной коммуникации между пастырями и паствой, она не могла ограничиваться одними только рассуждениями о загробном мире, ис­куплении грехов и Страшном суде. Она прямо и непосредственно втор­галась в повседневную жизнь верующих, и не было такой ее стороны, которую проповедники обошли бы молчанием. Общественные отноше­ния, строение социального целого, богатство и бедность, семья и вос­питание детей, оценка «чужих» — инаковерующих широко обсуждают­ся в проповеди и находят своеобразное освещение в «примерах». Все это делает «примеры» ценнейшим источником для изучения жизни средневекового общества. Но источник этот — особый, в нем отраже­на позиция монахов, проповедовавших перед народом.

«Социальная критика» авторов «примеров» всецело моральна. Сис­тема критериев, с которой они подходят к оценке общества и отдельных его частей, — это каталог грехов, цель же критики — не совершенство­вание общественной структуры или социальные преобразования, а ис­коренение человеческих пороков, спасение души. И тем не менее, мо­рализируя и обличая грешное поведение современников, проповедники обнаруживают глубокое знание общества и понимание присущих ему противоречий. Свои инвективы, направленные практически против всех социальных разрядов и классов, они не таили в рукописях, доступ­ных лишь посвященным, — то были речи, произносимые публично и обращенные ко всем и каждому. Поэтому нельзя недооценивать эффек­тивность их социально-моральных рассуждений.

Для проповедника не существует какого-либо избранного сословия или социального разряда — все люди грешны, все подлежат суровой дисциплине в случае нарушения божьих заповедей. Он не имеет ничего общего со взглядами бла­городных, высокомерно и пренебрежительно взирающих на чернь, или с оценкой мужичья как тупых животных, которых нужно по­пирать и обирать. Проповедь обращена ко всем, основная масса слушателей — простолюдины. В сценах Страшно­го суда на западных порталах соборов, также обращенных к самым ши­роким слоям населения, среди осужденных можно встретить фигуры королей, епископов, монахов, ростовщиков. Эти сцены истолковыва­ются как своеобразное воплощение сатиры на разные сословия, для ко­торых характерны специфические грехи — алчность, гордыня и т. п. Но простолюдины здесь не выделены.

Проповедник — обличитель по определению. Необходимость про­поведи диктуется сознанием неблагополучия религиозных, этических или социальных отношений и стремлением оказать спасительное воз­действие на общество. Мир погряз во грехе, — исходя из этого общего положения, изначально неотъемлемого от христианского морализиро­вания, проповедники дают развернутую и детализованную критику современности.

Самую серьезную озабоченность проповедников вызывало состоя­ние духовенства. Не забудем, что возникновение нищенствующих ор­денов было вызвано кризисом церкви и официальной религиозности. Пастыри, призванные вести верующих к спасению, не отвечают тем требованиям, которые могут и должны быть им предъявлены.

Рисующаяся в «примерах» картина социальных отношений, положе­ния разных слоев и классов общества, критика имущественного нера­венства и угнетения низших и слабых, так же как и решительное осуж­дение ростовщичества, нападки на распущенность и неправедное пове­дение духовенства, несомненно, суть выражение взглядов и установок нового монашества XIIIвека, нищенствующих орденов, которые доби­вались коренного улучшения дел в церкви и ее практике. Но именно поэтому собранный материал может служить и для понимания умона­строений паствы, к которой проповедники обращались со своими по­учениями и «примерами».

2.5 Враги: еретики, иноверцы

Тринадцатый век, который считается, и не без оснований, веком наи­высшего подъема средневековой цивилизации, когда с особенной пол­нотой раскрылись заложенные в ней возможности, вместе с тем был отмечен кризисом католицизма. В отношениях между массами верую­щих и церковью, всегда осложненных большими или меньшими трени­ями и напряженностью, в XII и XIII столетиях намечаются глубокие противоречия. Их предельное выражение — ереси. Ранее они лишь тле­ли в недрах общества, а теперь стали существенным элементом соци­альной и духовной жизни Западной Европы. Угроза заражения ересью умов прихожан была вполне реальна.

Отношение церкви к инаковерующим неизменно было остро враж­дебным и репрессивным. И тем не менее, насколько удается проследить его по нашим памятникам, степень этой враждебности к разным кате­гориям неверных была неодинаковой, в частности, взгляд на мусуль­ман не столь однозначно негативный, как на еретиков. Мусульмане — представители иной религии, с ними воюют, враждуют, но их воззре­ния не обсуждаются в проповеди, и вообще эти отношения не сводят­ся к одной только вражде. С еретиками такие отношения исключены.

Ересь концентрировалась прежде всего в городах, в частности в ре­месленной среде. Опасность возрастала вследствие того, что ересь охватывала не од­них только ученых людей, но и простецов. Еретики переводили свя­щенные книги на народные языки и по-своему толковали их содержа­ние перед народом.

Не всегда католические священники и монахи, вступавшие в бого­словские споры с еретиками, находили достаточно возражений, для того чтобы их переспорить. Католикам приходилось полагаться на бо­жью помощь. Со своей стороны, еретики, когда им недоставало аргументов в бого­словских спорах, ссылались, «для совращения простецов», на дурной пример католических прелатов: они проповедуют бедного Христа, тог­да как сами погрязли в богатствах и роскоши.

Другая категория «чужих» внутри христианского общества на Запа­де — иудеи. Об отношении к ним проповед­ников XIII века судить нелегко, — отношение французских и английских авторов «примеров» к евреям было двойственным, и обращаются они к этой теме преимущественно с целью продемонстрировать могущество хри­стианства и его торжество над иудаизмом. Фронтальной вражды меж­ду обеими религиями и религиозными общинами здесь не замечается, и эта позиция отражает действительное положение евреев в западноев­ропейском обществе того периода как группы, которая внушала подо­зрения, а по временам .подвергалась и преследованиям, но вместе с тем была обычно терпима. Совершенно иную картину рисуют «примеры» немецких проповедников. У них более отчетливо, чем у французов или англичан, выражен страх перед «чужими», будь то еретики или инаковерцы.

Закрепляя и усиливая привычную картину мира, разделенного на предельные верх и низ, на враждующие между собой добро и зло, на Божественное и дьявольское, на «свое» и «чужое», проповедь, неизменно обращенная к массам людей, воспитывала в их сознании фанатизм и апокалипсические страхи.

Заключение

Собранные наблюдения по необходимости разрозне­ны и не дают возможности сделать широких выводов относительно че­ловеческой личности. Наши источники дают образ действительности, преломленной в сознании проповедника. Впрочем, и все другие кате­гории памятников этой эпохи, которые можно было бы привлечь при обсуждении проблемы средневековой ментальности также обнаружи­ли бы свою однобокость и были бы недостаточны для освещения пси­хологии «людей без архивов и анналов», живших в условиях доминиро­вания устной традиции.

На протяжении всей книги автор говорил о психологии средневекового человека. Разве не проливают на нее свет те колебания между «большой» и «малой» эсхатологиями, которые обнаружи­ваются при анализе представлений о посмертной участи души? Совме­щение идей о двух судебных процессах над душой - в момент смерти индивида и «в конце времен» - обнажает парадоксы сознания, ориен­тированного на настоящее время или на ближайшее будущее и вместе с тем поставленного во всемирно-историческую перспективу. Эта двой­ственность в понимании природы Страшного суда - всеобщего или индивидуального и, соответственно, времени, когда он состоится, са­мым непосредственным образом выражала своеобразное положение личности на скрещении биографии и истории. Специфическое воспри­ятие времени сочетается здесь с безразличием к противоречию: оба суда каким-то образом «просвечивают» один сквозь другой, так что един­ственный Страшный суд двоится в сознании.

Трактовка отношений мира земного с миром потусторонним, ин­тенсивного общения между обоими мирами в свою очередь раскрыва­ет некоторые аспекты средневековой личности, - возможности для человека в определенных условиях постигнуть «тайны гроба»: посетить гот свет и возвратиться к жизни или повстречаться с душами умерших i вместе с тем ее зависимость от сакральных или демонических сил, вторгающихся в повседневную жизнь людей.