Смекни!
smekni.com

Театры (стр. 2 из 5)

Следующая большая перестройка афинского театра происходила во 2-ой половине 4 в. до н.э. (завершена около 330 г.) и были связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строений была построена постоянная каменная скена. Параскении выступали приблизительно на 5 м. от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутренних сторонах параскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянный проскений, несколько отступавший от здания скены и образовывавший портик подобно тому, как это было позднее в эллинистическом театре. Пьесы разыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлений) для представления отдельных пьес. Зрительские места значительную часть которых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально подымающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.

Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым уровнем развития античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР В ЭПОХУ ПОДЪЁМА И РАСЦВЕТА

АФИНСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

С завершением греко-персидских войн последовал мощный политический и культурный подъём афинского демократического рабовладельческого государства, который обусловил новый период в развитии греческого искусства. Деятельность Софокла и Еврипида была следующим этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и невидимые, выступают на первом плане, то в трагедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его духовных переживаний, мыслей, страстей, чувств. В трагедиях Софокла выразились гражданские и нравственные идеалы античной рабовладельческой демократии эпохи расцвета. По свидетельству Аристотеля, Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какие они должны быть, а Еврипид – такими, каковы они в действительности. Высокая гуманистическая направленность трагедий Софокла, интерес к человеческой личности и её душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театрального представления – появление третьего актёра (тратагониста), уменьшение роли хора (несмотря на доведение числа хоревтов до 15) и увеличение диалогических частей трагедии. С именем Софокла связывается и введение декорационной живописи. Все эти театральные нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной. Этому же способствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (то есть переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний. Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжественных въездов царей на колесницах, не появляются призраки и т.п.

В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественных противоречий периода Пелопонесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его трагедиях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру человека и явлениям окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. Обострение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие моменты в соединении с изображением тончайших душевных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных драматургов. В целях эмоционального воздействия на зрителей и в тоже время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины для полётов и появления богов и многое другое. Широко применял в своих трагедиях Еврипид и монодии, то есть сильные арии актёров, в которых душевные переживания героев раскрывались не только выразительными средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла.

Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творчестве Аристофана (ок. 446-ок. 385 до н.э.). Выступив в пору интенсивного нарастания общественных противоречий внутри афинского общества страстным защитником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний аттического крестьянства, Аристофан использовал театр как арену борьбы за свои гражданские идеалы. В своих сатирических произведениях Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обманывающего народ и грабящего государственную казну, философа-софиста, развращающего своим учением юношество, и так далее. Положительным же героем комедии Аристофана выступает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1-2 рабов. Идеологическая направленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в комедии из 24 человек) на два полухория, агон (словесное состязание персонажей), сопровождавшееся иногда и дракой), парабаса (обращение хора к зрителям), политические нападки, напоминающие старые насмешливо-сатирические песни античных земледельцев, и так далее. Комедии Аристофана создавали живой, специфически выразительный тип представлений, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это требовало от поставщика и актёров изобразительности, яркости характеристик, остроумных мизансцен.