Смекни!
smekni.com

Театры (стр. 3 из 5)

Кроме трагедий и комедий, в греческом театре ставились также драмы сатиров – весёлые пьесы мифологического содержания, в которых хор состоял обязательно из спутников Диониса – сатиров. Три трагедии, связанные единством сюжета (трилогия), и сатировская драма составляли единый спектакль (тетралогию). Однако трилогический принцип составления трагедий, введенный Эсхилом, был оставлен Софоклом и Еврипидом; каждая из трёх трагедий, представляемых ими на конкурсе, имела самостоятельное значение.

Развитие драматургии определяло эволюцию постановочной техники греческого театра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (большой алтарь с кумирами двенадцати богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в Переднюю стену палатки предводителя и так далее. В некоторых комедиях действие переносилось из одного места в другое (например, из города в деревню, с земли в подземное царство и так далее), причём в театре они располагались рядом и для них использовались, вероятно, отдельные части скены.

Содержание греческих драм требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были: эккиклема – выдвижная площадка на низких колёсах, показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения (в трагедиях – обычно сцены убийства): эорема, или механэ (то есть просто «машина»), - приспособление, позволявшее богам и другим действующим лицам подниматься в воздух и опускаться.

ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

В эпоху эллинизма (3 – 1 вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились в это время не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах. В Александрии – столице царства Птолемеев в Египте, при Птолемее II (285 – 246 гг. до н.э.) происходили празднества в честь Диониса, обставлявшиеся с большой пышностью, во время которых устраивались представления трагедий и комедий. Монархический режим, установившийся в эллинистических государствах, и происходивший постепенный упадок греческой классической культуры проявляются в театре (как и в других видах искусства) в отходе от больших общественно-политических тем. Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр, Филемон и др.) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего изменения стиля игры. На лице актёра всё ещё сохранялась маска, но увеличение числа употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов) и замечательная выразительность этих масок указывают на стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии.

В эллинистическую эпоху впервые выступают актёры-профессионалы. Появляются и актёрские товарищества бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступавшие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Членами товариществ были только мужчины и притом лишь люди свободнорождённые. И в эллинистическую эпоху (особенно в начальный её период) актёры по-прежнему пользовались большим уважением, и актёрские товарищества имели права юридического лица. Для организации представлений актёры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были неприкосновенны. Сами актёры постоянно получали освобождения от несения военной службы (в начале 3 века до н.э. был издан об этом даже специальный закон).

По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отличается от театра классической эпохи. До нас дошли руины эллинистических театров, так как они сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда ещё из дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные части. Из театров эллинистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (М.Азия), Оропе (город на С.-В.Аттики), на о.Делос в Эретрии (город на о.Эвбея), Сегесте, Тиндариде (города в Сицилии) и других местах. Все эллинистические театры имеют перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с помещёнными спереди полуколоннами (в некоторых театрах из полуколонн и полных колонн) и снабжённую плоской крышей. Эта пристройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных документах Делоса (около 300 до н.э.) - проскением и логейоном. Постановки новой комедии, в которой хор уже отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн проскения ко второму этажу скены. Эту сценичечскую площадку называли логейоном (от греч. «говорю»), а иногда и просто проскением. Глубина логейона – 2,5 – 3,5 м. при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось гипоскением. За логейоном возвышался второй этаж скены – эпискений. Его фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фихтер, Булле, М.Бибер), представлял собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в стене были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из эпискения на логейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не только для появления актёров, но и для углубления сценической площадки; в них прятались актёры, которые по пьесе должны были укрываться или заниматься подслушиванием. Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» (кн. 5, гл. 6,8)² упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных призмах – периактах, с помощью которых происходила смена декораций. Эти периакты, вероятно помещались в боковых фиромах. Во всех театрах эллинистической эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьирует в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 (Ороп) до 30 м. (Мегалополь). Скена обычно имеет повсюду форму удлинённого четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4-7 м., а максимальная ширина – 35-40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены.

При указанных чертах сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены ещё в 5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э., но в эллинистическую эпоху подвергались значительной перестройке.

Театр в Эпидавре был построен около середины 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских

____________________________

² Зелинский Ф.Ф. История античной культуры.- СПб.: Марс, 1995.-225 с.

театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре – единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представляет собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на 2 яруса. 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диаметром 24,32 м.Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймлённая каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранились. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м. и высотой свыше 3,5 м. По мнению некоторых исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооружённые, по-видимому, в это же время. В каждом пароде стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая – на покатый подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного проскения действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

Театр в Мегалополе был сооружён перед Терсилионом – помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное здание Терсилиона было построено в середине 4 в. до н.э., тогда же был построен и театр. Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил вместо скены как завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмещал свыше 40 тысяч зрителей), был известен, кроме того, особым театральным приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену». В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёрпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной сцены», которую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако Бете и Фихтер считают, что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, сооруживашийся для драматических представлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 г. до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа – около середины 2 века до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.