Смекни!
smekni.com

Язык и символы культуры 2 (стр. 3 из 4)

4) символы — материальные или идеальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникационном процессе как знаки, которые не просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, монеты.

Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная, праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и так далее). Можно сказать, что каждая область социальной жизни имеет свою символическую систему.

В знаковой системе символические значения знаков зависят от взаимодействия с другими знаками, их выражение может усиливаться или ослабляться за счет влияния других знаков и их сочетаний. Например, если изучать карту Таро саму по себе, то для достижения ее многозначного понимания нужно рассматривать все три ее части вместе (предмет, действие, направление). Когда карты Таро разложены в гадальном раскладе, их значения изменяются или ограничиваются положениями в раскладе. Базисной единицей гадального расклада является карточный триплет, который состоит из трех карт, расположенных в ряд, и читается слева направо, как написанное предложение. Первая карта в триплете задает предмет, вторая – действие, а третья – направление (интерпретации). Одна и та же карта Маг, находящаяся в прямом положении в начале триплета может показывать «умение», в середине она может быть «намерением», а в конце триплета может интерпретироваться, как «умысел». Не все возможные значения для карты Таро применимы в любом заданном расположении. Для карт в раскладе из всех возможных значений выбираются такие, которые сочетаются вместе, усиливают друг друга и имеют прямую связь с вопросом. Значение карты Таро изменяется также по положению в раскладе и по ее ориентации (карта может быть прямой или перевернутой лицом вниз). Если карта Таро появляется перевернутой в раскладе, чистота ее действия ослаблена или запрещена. Это может привести к превращению благоприятной карты в неблагоприятную или ослабить дурное влияние неблагоприятных карт.

Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это основа всей культуры народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и так далее). Язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их межличностному общению.

Самая главная особенность вербальной системы состоит в ее структуре. Вербальная система представляет собой разветвленную, иерархическую, организацию знаков. Базисной структурной единицей является слово, которое также имеет внутреннюю структуру (корень, суффикс, приставка, окончание). Слова объединяются в предложения. Последние складываются в текстовые сообщения.

Естественный язык — это открытая знаковая система. Он способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в эволюции языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Одновременно уходят из употребления или изменяют значение и семантическую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на развитие языка оказывают общественные преобразования в стране. Однако, несмотря на динамичность языка, основной словарный фонд — лексическое «ядро» языка — сохраняется веками, делая возможным передачу исторического опыта из поколения в поколение.

Появление письменности оказалось поворотным моментом в истории культуры. Основным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более абстрактная единица —- буква. Количество базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится счетным. Это ведет к коренному изменению в логике использования знаковой системы. Становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила. Это делает возможным создание нормированного литературного языка, совершенствование способов выражения мысли, благодаря письменности преодолеваются временные и пространственные границы межличностного общения. Письменность открыла путь к тиражированию знаков — книгопечатанию. Книга является мерой духовного развития человека. Книга – это отображение пути, пройденного Мышлением автора, образ, который является самостоятельным объединяющим символом культуры.

Чтение книг представляет собой комбинацию процессов восприятия, ассимиляции, структурирования считываемого материала, развивает мысль и воображение, что чрезвычайно важно для трансформации и совершенствования личности.

Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль в современной науке и технике.

Объединяющим символом и обобщенной формой языка культуры является текст. В современной интерпретации культурологии текст – это не только речь или совокупность письменных утверждений. Текст — это все, что искусственно создано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и тому подобное). Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным смысловым значением. В качестве примера такой совокупности можно рассмотреть символы римских катакомб (II-IVвеков), обозначающие святыни христианской веры (все они дополняют друг друга), которые вошли в каноны изобразительного искусства: голубь, агнец, павлин, якорь, феникс, пшеница, фиалка, оливковая ветвь, лилия, виноградная лоза. Феникс – волшебная птица, которая, согласно египетской легенде, рассказанной Геродотом, умирает один раз в 500 лет, сжигая себя на жертвенном огне, и каждый раз вновь возрождается из пепла. В христианстве возрождающийся из пепла Феникс служит символом грядущего возрождения мертвых. С первых веков христианства якорь становится символом надежды и спасения. В православных храмах крест объединен с якорем, символизируя спасение верующих, входящих в храм. Пеликан, согласно античной легенде, питает своих птенцов, отравленных ядовитым дыханием змеи, собственной кровью, спасая от смерти. Образ пеликана стал метафорой Христа, искупившего своей кровью первородный грех людей. Все эти символы христианской веры в совокупности создают духовную соборность христианской культуры, соединяют в единое целое писателей, художников, скульпторов разных времен, отразивших эти образы в искусстве, передают из древности до наших дней универсальные архетипы, задающие каноны бытия и сознания верующих.

Каждый текст многозначен. В нем, помимо объективной информации, заложены тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира автора текста, психологические мотивы его создания. Познание своеобразия культуры, носителем которой является автор текста, невозможно объективными методами, поскольку никакая читательская интерпретация текста в принципе не может совпадать с авторской. И не только потому, что читатель и автор — разные личности, доминирующее значение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводится данный текст, семантическая окраска слов, которая меняется от читателя к читателю. Текст, попадая в новый исторический контекст, создает новый образ, отличный от того, какой он имел во время его создания. Таким образом, авторский текст является центром многогранника, гранями которого оказываются образы текста, созданные в восприятии его читателей. Со временем изменяется круг читателей, и вместе с ним изменяется интерпретация авторского текста. Она никогда не может быть окончательной, «единственно верной». Тексты живут в истории, и в диалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаря реализации в текстах, культурные символы не умирают, потому что постоянно приобретают новый смысл.

Выводы

Язык культуры является многофункциональным средством процесса коммуникаций – обмена информацией между двумя или более людьми. В процессе коммуникаций на любом уровне общения передаваемая информация часто искажается за счет различий в восприятии (обусловленных жизненным опытом, национальными обычаями, индивидуальной системой ценностей, языком, целевыми установками (руководитель- подчиненный)), из-за которых изменяется, сокращается или теряется смысл сообщения в процессе кодирования и декодирования.

В процессе коммуникаций могут также возникнуть семантические затруднения, возникающие вследствие разной семантической окраски слов у отправителя и получателя сообщений, а также вследствие разных способов понимания символов и их сочетаний. Обычно в теории коммуникаций рассматривают способы преодоления семантических барьеров, но на практике многие люди намеренно создают семантические барьеры, чтобы не вступать в навязываемые им ситуации и не принимать на себя нежелательную роль.

Язык культуры формируется в межличностном общении. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают выражение, но когда такие выражения в коммуникационных процессах приобретают статус представителей (объединяющих символов), а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным правилам интерпретации.